Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  53 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 53 / 64 Next Page
Page Background

ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ

53

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (33) 2020

и телесные жидкости основополагающими суб-

станциями. В современной Кампо до сих пор

используются эти понятия, хотя теперь они

в большей мере совпадают с современным по-

ниманием крови и телесных жидкостей.

Примеры Сё, формулируемых

через субстанции

и патологические состояния

Ки-Кё и Кэцу-Кё.

Ки-Кё набор симптомов

(усталость, сонливость, потеря аппетита и т.п.),

который интерпретируется как «пустота духа»,

когда Ки пациента недостаточно сильна, чтобы

поддерживать его жизненные функции. Нехваток

Кэцу (крови), называемый Кэцу-Кё, проявляет-

ся в бледности, головокружении или облысении.

Ки-Уцу и Ки-Гяку

. Уцу буквально означает

застой, а гяку – противодействие. Таким обра-

зом, причиной, вызвавшей определённые сим-

птомы, иногда считается застой Ки, например,

в случае депрессии, болезненной тяжести в го-

лове или тошноты. Считается, что пациент про-

являет Сё Ки-Гяку, или обратного течения Ки,

в случаях усиленного сердцебиения, раздраже-

ния или приступов головной боли.

О-Кэцу и Суй-Тай

. О-Кэцу обозначает со-

стояние застоя крови, иногда выражающееся

в варикозе нижних конечностей, телеангиэкта-

зии и пигментации кожи. Суй-Тай обозначает

застой телесных жидкостей, иногда проявляю-

щийся в таких состояниях как головокружение,

водянка или опухание языка.

Анатомические представления и понятие ста-

дий болезни.

В Кампо, как и в ТКМ, анатомиче-

ские понятия ограничиваются представлениями

о плотных и полых органах, а стадии болезни

подразделяют на шесть фаз, по три на каждую

из категорий Ян и Инь.

Упрощённое описание подхода Кампо.

Врач

Кампо, в сущности, видит болезнь как откло-

нение от оптимального состояния равновесия.

Как видно по предыдущему разделу, все четыре

категории могут рассматриваться как отклоне-

ние в сторону двух крайностей: например, Инь

может означать «слишком тёмный» или «слиш-

ком негативный», а Ян – «слишком светлый»

или «слишком позитивный»; Кё может озна-

чать «слишком пустой», а Дзицу – «слишком

полный». Основа видения Кампо и ТКМ – по-

нимание человеческого здоровья как хорошо

уравновешенного, или лишённого отклонений,

состояния разума и тела. Это хорошо уравнове-

шенное состояние нарушается при дисбалансе

трёх основных субстанций разума и тела. На-

пример, пациент может находиться в состоянии

чрезмерной пустоты духа (Ки-Кё) или застоя

крови (О-Кэцу).

Патологические состояния, понимаемые

как отклонения или нарушения равновесия, об-

наруживаются с помощью четырёх диагности-

ческих подходов (Си-Син), описанных выше.

Не имея современных знаний и технологий,

практики Кампо делали особый упор на наблю-

дении состояния брюшной полости и пульса.

Существует много слабо различимых показа-

телей осмотра и прощупывания, позволяющих

выделить разные Сё, но бессмысленно пытать-

ся объяснить их на письме; изучить их можно

только на практике под руководством мастеров

Кампо. Каждое из разнообразных Сё пациента

напрямую определяет специфическую формулу

Кампо (Хо), назначаемой для его лечения.

Как рассматривать понятие Сё?

Не вводя понятие отдельной болезни, древ-

ние практики Кампо и ТКМ выработали полно-

стью феноменологическое понятие о Сё. Таким

образом, понятие Сё имеет два значения и вы-

ражает как диагноз, так и указание для рецептов

Кампо. Сё является интуитивным представле-

нием об общем состоянии пациента, достигае-

мым с помощью интуитивной и качественной

классификации его организма в свете трёх суб-

станций и восьми категорий (четырёх дихото-

мических категорий).

В конечном счёте, классифицируя состоя-

ние пациента в терминах Сё, врачи Кампо ви-

дят его как состояние равновесия, нарушенного

в сторону той или иной крайности. Раститель-

ные средства Кампо прописываются, чтобы ис-

править это нарушение, или помочь пациенту

вернуться к тому состоянию, при котором Ки,

Кэцу и Суй хорошо уравновешены в целостном

единстве духа и тела. Поскольку Сё феномено-

логично, оно может меняться. Сё пациента мо-

жет измениться за день или за несколько часов.

Эта изменчивость и подвижность Сё приводит

к тому, что диагноз Кампо более напоминает

искусство, чем технологию. Кроме того, по-

скольку оно феноменологично, Сё неотделимо

от каждого отдельного пациента. В западной

медицине можно говорить о пациенте как о слу-

чае рака лёгкого, но нельзя говорить о пациенте

как о случае, скажем, Кё-Сё. Мы рассматриваем

самого пациента в состоянии Кё-Сё.

Кстати говоря, в аутентичной ТКМ, в основ-

ном основанной на неоконфуцианской идеоло-

гии Ки и Ри, что приблизительно обозначает дух

и разум, довольномного внимания уделяется сло-

весным описаниям Сё на основе не только четы-