Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  49 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 49 / 64 Next Page
Page Background

ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ

49

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (33) 2020

За основу нашей клинической практики мы

взяли принцип: применять средства на основе

Кампо для пациентов, чьи проблемы сложно

решить с помощью стандартной западной меди-

цины. Кроме того, результат мы проверяем с по-

мощью стандартных клинических обследований

из арсенала западной медицины. В любой ситу-

ации, где явно показано применение западной

(конвенциональной) терапии, мы без промедле-

ния прибегаем именно к ней.

Что касается исследований, то мы попытались

расширить сведения Кампо о тех патологических

состояниях, что составляют её эпидемиологиче-

скую основу в терминах молекулярной биологии.

Кроме того, мы провели разнообразные клини-

ческие испытания для проверки клинической

эффективности различных препаратов Кампо

с применением двойных слепых исследований.

В нашем медицинском университете Кампо

включена в учебный план. Студенты, наряду

со знаниями по западной медицине, получают

представления о Кампо в виде лекций и клини-

ческой практики. До последнего времени такой

подход был характерен только для нашего уни-

верситета, но в 2003 г. министерство образова-

ния и науки Японии приняло решение рекомен-

довать всем медицинским учебным заведениям

в Японии включить обзорный курс по Кампо

в основной учебный план студентов-медиков.

Это эпохальное решение в новейшей истории

медицинского образования в Японии, полно-

стью игнорировавшего традиционную меди-

цинскую систему на протяжении более чем ста

лет. Я был очень рад тому, что наши непрестан-

ные усилия окончательно убедили правитель-

ство в нашей правоте.

До исключения Кампо из официальной си-

стемы медицинского образования после рестав-

рации Мэйдзи 1868 года, она на протяжении бо-

лее 1500 лет составляла основу японской меди-

цины. Новое правительство при модернизации

японской медицины ориентировалось на мо-

дель системы здравоохранения Германии. Од-

нако простые японцы никогда не отказывались

от Кампо, и, как показывает случай моего дяди,

на протяжении современной истории Японии

этой системе всегда оказывалось определённое

доверие. Особенно за последние три десятиле-

тия XX века в Японии традиционная система

снова начала пользоваться достаточно широкой

популярностью. Сравнительно недавнее появ-

ление концепции комплементарной и альтер-

нативной медицины (КАМ) на Западе породило

ожесточённые дебаты. Западные медики, есте-

ственно, приравнивают Кампо к КАМ, но мно-

гие с этим не согласны.

Первая причина этого заключается в том,

что в исторической перспективе ортодоксаль-

ной медициной для Японии является Кампо,

а западную медицину ввели в качестве альтер-

нативы. Несмотря на то, что западная меди-

цина сейчас, вне всякого сомнения, является

основным течением в мировой медицинской

науке и практике, мы можем встать на пози-

ции культурного релятивизма и задать вопрос,

что для конкретной культуры является клас-

сической, а что – альтернативной медициной.

С этой точки зрения мы можем оспорить опре-

деление Кампо как альтернативной медицины,

по крайней мере, с исторической точки зрения.

Вторая причина связана с категорией КАМ

на Западе. Лекарства и пищевые добавки, при-

знанные на Западе каноническими средствами

КАМ, во многих случаях не основаны на мето-

дологии западного системного подхода к диа-

гностике и лечению. Другими словами, по моим

впечатлениям, западное понятие КАМ не имеет

позитивного определения. Существует только

негативное определение феномена как ″марги-

нального″, ″находящегося вне основного течения

медицины″. Однако в Кампо существует соб-

ственная методология диагностики и лечения.

Поскольку она ближе к японскому образу мысли,

Кампо для нас в некотором смысле является ор-

тодоксальным и основныммедицинским течени-

ем. Поскольку такие системы диагностики и фи-

лософии, или парадигмы, иногда не совместимы

друг с другом, не лишено смысла заявление о том,

что западная медицинская парадигма не может

называться глобальным стандартом и классифи-

цировать традиционную Кампо как свою аль-

тернативу. Это связано с более общей эпистемо-

логической темой, а именно, как представители

разных парадигм понимают и классифицируют

парадигмы друг друга. Эту проблему можно ил-

люстрировать более острым примером: могут ли

буддизм и синтоизм считаться альтернативами

христианству, ведущей религии мира?

Оставив в стороне такие глобальные вопро-

сы, я с самого начала этой лекции хотел бы вы-

делить очень характерное различие между Кампо

и современной западной медициной. Это – регу-

лярно обсуждаемый в наши дни вопрос «редук-

ционизма». Например, известно, что мощность

современных западных лекарств основана на хи-

мии. Колоссальный научный и технологический

прогресс последних двух тысячелетий позво-

лил провести химический анализ, определить и,

во многих случаях, синтезировать действующие

вещества, исцеляющие болезни. Самый хресто-

матийный случай – это антибиотики. Чудотвор-

ные результаты этого подхода, однако, привели