ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ
49
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (33) 2020
За основу нашей клинической практики мы
взяли принцип: применять средства на основе
Кампо для пациентов, чьи проблемы сложно
решить с помощью стандартной западной меди-
цины. Кроме того, результат мы проверяем с по-
мощью стандартных клинических обследований
из арсенала западной медицины. В любой ситу-
ации, где явно показано применение западной
(конвенциональной) терапии, мы без промедле-
ния прибегаем именно к ней.
Что касается исследований, то мы попытались
расширить сведения Кампо о тех патологических
состояниях, что составляют её эпидемиологиче-
скую основу в терминах молекулярной биологии.
Кроме того, мы провели разнообразные клини-
ческие испытания для проверки клинической
эффективности различных препаратов Кампо
с применением двойных слепых исследований.
В нашем медицинском университете Кампо
включена в учебный план. Студенты, наряду
со знаниями по западной медицине, получают
представления о Кампо в виде лекций и клини-
ческой практики. До последнего времени такой
подход был характерен только для нашего уни-
верситета, но в 2003 г. министерство образова-
ния и науки Японии приняло решение рекомен-
довать всем медицинским учебным заведениям
в Японии включить обзорный курс по Кампо
в основной учебный план студентов-медиков.
Это эпохальное решение в новейшей истории
медицинского образования в Японии, полно-
стью игнорировавшего традиционную меди-
цинскую систему на протяжении более чем ста
лет. Я был очень рад тому, что наши непрестан-
ные усилия окончательно убедили правитель-
ство в нашей правоте.
До исключения Кампо из официальной си-
стемы медицинского образования после рестав-
рации Мэйдзи 1868 года, она на протяжении бо-
лее 1500 лет составляла основу японской меди-
цины. Новое правительство при модернизации
японской медицины ориентировалось на мо-
дель системы здравоохранения Германии. Од-
нако простые японцы никогда не отказывались
от Кампо, и, как показывает случай моего дяди,
на протяжении современной истории Японии
этой системе всегда оказывалось определённое
доверие. Особенно за последние три десятиле-
тия XX века в Японии традиционная система
снова начала пользоваться достаточно широкой
популярностью. Сравнительно недавнее появ-
ление концепции комплементарной и альтер-
нативной медицины (КАМ) на Западе породило
ожесточённые дебаты. Западные медики, есте-
ственно, приравнивают Кампо к КАМ, но мно-
гие с этим не согласны.
Первая причина этого заключается в том,
что в исторической перспективе ортодоксаль-
ной медициной для Японии является Кампо,
а западную медицину ввели в качестве альтер-
нативы. Несмотря на то, что западная меди-
цина сейчас, вне всякого сомнения, является
основным течением в мировой медицинской
науке и практике, мы можем встать на пози-
ции культурного релятивизма и задать вопрос,
что для конкретной культуры является клас-
сической, а что – альтернативной медициной.
С этой точки зрения мы можем оспорить опре-
деление Кампо как альтернативной медицины,
по крайней мере, с исторической точки зрения.
Вторая причина связана с категорией КАМ
на Западе. Лекарства и пищевые добавки, при-
знанные на Западе каноническими средствами
КАМ, во многих случаях не основаны на мето-
дологии западного системного подхода к диа-
гностике и лечению. Другими словами, по моим
впечатлениям, западное понятие КАМ не имеет
позитивного определения. Существует только
негативное определение феномена как ″марги-
нального″, ″находящегося вне основного течения
медицины″. Однако в Кампо существует соб-
ственная методология диагностики и лечения.
Поскольку она ближе к японскому образу мысли,
Кампо для нас в некотором смысле является ор-
тодоксальным и основныммедицинским течени-
ем. Поскольку такие системы диагностики и фи-
лософии, или парадигмы, иногда не совместимы
друг с другом, не лишено смысла заявление о том,
что западная медицинская парадигма не может
называться глобальным стандартом и классифи-
цировать традиционную Кампо как свою аль-
тернативу. Это связано с более общей эпистемо-
логической темой, а именно, как представители
разных парадигм понимают и классифицируют
парадигмы друг друга. Эту проблему можно ил-
люстрировать более острым примером: могут ли
буддизм и синтоизм считаться альтернативами
христианству, ведущей религии мира?
Оставив в стороне такие глобальные вопро-
сы, я с самого начала этой лекции хотел бы вы-
делить очень характерное различие между Кампо
и современной западной медициной. Это – регу-
лярно обсуждаемый в наши дни вопрос «редук-
ционизма». Например, известно, что мощность
современных западных лекарств основана на хи-
мии. Колоссальный научный и технологический
прогресс последних двух тысячелетий позво-
лил провести химический анализ, определить и,
во многих случаях, синтезировать действующие
вещества, исцеляющие болезни. Самый хресто-
матийный случай – это антибиотики. Чудотвор-
ные результаты этого подхода, однако, привели