ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ
51
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (33) 2020
цины в Японии, информация по этой теме про-
должала поступать в Японию в рамках культур-
ного обмена между двумя странами.
С середины XVIII века Кампо стала отли-
чаться от традиционной китайской медицины
(ТКМ) и выросла в уникальную японскую си-
стему. Сам термин «Кампо», буквально озна-
чающий в переводе с японского «в китайском
стиле», образовался в это время для отличия
традиционной японской медицины от альтер-
нативной западной, Рампо («в голландском сти-
ле»). Кроме того, западным читателям стоит от-
метить, что китайская медицина, практикуемая
в современном Китае, в корне отличается от ме-
дицины Кампо, практикуемой в Японии.
Китайская медицина, практикуемая в Ки-
тае, имеет глубокие философские основания.
Для любого диагноза и лечения требуются фи-
лософские умозаключения, основанные на кон-
цепциях начал Инь и Ян и пяти стихий. Меди-
цинская практика в Китае также более форма-
лизована, чем в Японии. Ещё одна характери-
стика ТКМ заключается в том, что в силу столь
длительного развития и такой хорошей сохран-
ности традиции система диагностики и лечения
стала очень сложной. Разные подходы, разрабо-
танные в разные эпохи, при редкой критике из-
нутри просто накапливаются и применяются все
разом. Кампо более практична, менее формаль-
на и меньше склонна полагаться на даосскую
или какую-либо другую китайскую философию.
Японская парадигма Кампо не слишком зависит
от парадигмы начал Инь-Ян и пяти стихий, если
не полностью свободна от неё. На мой взгляд,
Кампо можно охарактеризовать как упрощён-
ную, позитивистскую и прагматическую версию
китайской системы лечения травами.
Применение какого-либо лекарства в тече-
ние длительного времени не может служить ос-
нованием для признания его эффективности.
Процедура клинических испытаний, ставшая
сейчас мировым стандартом, очень надёжна,
если вообще не безупречна. Однако это не озна-
чает, что традиционные средства, не прошедшие
таких формальных испытаний, неэффективны.
Наоборот, я думаю, что мы можем гордиться му-
дростью, позволившей нам сохранить рецепты
растительных средств Кампо – той мудростью,
что возникла благодаря всей истории и культуре
Японии. Более того, именно благодаря ей мно-
гие японцы сегодня могут пользоваться преиму-
ществами средств Кампо. После официального
признания трав Кампо медицинскими средства-
ми, химические и фармацевтические исследова-
ния этих средств в Японии шагнули далеко впе-
рёд. Химический состав каждого растения про-
анализирован так подробно, что, на мой взгляд,
теперь мы можем смело говорить о новой науке
Кампо – науке о составных, комплексных ле-
карственных средствах. Теперь, с учётом исто-
рического развития этой системы, настало
время рассмотреть Кампо в новой, глобальной
перспективе. Медицина Кампо, интегрирован-
ная в западную медицину, возможно, будет уже
не той, но одновременно и западная медицина
неотвратимо изменится.
ЧАСТЬ 2
ПОНЯТИЕ «СЁ»
У многих западных учёных и врачей сра-
зу же пропадает желание знакомиться с ТКМ
или Кампо, если им говорят, что в них невоз-
можно вникнуть без подробнейшего знания
таких понятий, как Инь и Ян, пять элементов,
пять органов, Ци и других базовых категорий,
без которых попытки работать с любыми сред-
ствами Кампо или ТКМ обречены на провал.
В некотором смысле это правда, и для западных
врачей попытки применения любых формул
Кампо или ТКМ вне контекста когнитивной
парадигмы Кампо крайне рискованны. Однако
подчёркивание первостепенной важности пара-
дигмы может только отпугнуть тех, кто искрен-
не хочет познакомиться с богатым опытом ТКМ
или Кампо. Поэтому мне представляется более
продуктивным сначала сконцентрироваться
на центральной медицинской концепции Кам-
по, не углубляясь в её парадигму, философскую
основу или саму систему.
Следует подчеркнуть, что ТКМ и Кампо
не являются монолитной идеологической систе-
мой. Обе они представляют собой разветвлён-
ные системы медицинской теории и практики,
развивавшиеся в течение тысячелетий. Поэтому
у них довольно много школ и вариантов. Базо-
вые понятия (Инь-Ян, Ци, У Син) присутству-
ют в системе всех школ, но даже в их трактов-
ках встречаются некоторые различия. Кампо
придаёт меньшее значение своей философской
или идеологической базе, чем классическая
ТКМ.
Центральной концепцией, на которой схо-
дятся все японские практики Кампо, являет-
ся «Сё», что переводится как симптомы, при-
знаки или доказательства. Следует заметить,
что не только китайский иероглиф, обозначаю-
щий Сё, но и некоторые другие древнекитайские
иероглифы могут переводиться и как «симптом»
и как «доказательство». Назначения в Кампо
осуществляются на основании соответствия Сё
пациента и Сё лекарственной формулы.