Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  51 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 51 / 64 Next Page
Page Background

ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ

51

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (33) 2020

цины в Японии, информация по этой теме про-

должала поступать в Японию в рамках культур-

ного обмена между двумя странами.

С середины XVIII века Кампо стала отли-

чаться от традиционной китайской медицины

(ТКМ) и выросла в уникальную японскую си-

стему. Сам термин «Кампо», буквально озна-

чающий в переводе с японского «в китайском

стиле», образовался в это время для отличия

традиционной японской медицины от альтер-

нативной западной, Рампо («в голландском сти-

ле»). Кроме того, западным читателям стоит от-

метить, что китайская медицина, практикуемая

в современном Китае, в корне отличается от ме-

дицины Кампо, практикуемой в Японии.

Китайская медицина, практикуемая в Ки-

тае, имеет глубокие философские основания.

Для любого диагноза и лечения требуются фи-

лософские умозаключения, основанные на кон-

цепциях начал Инь и Ян и пяти стихий. Меди-

цинская практика в Китае также более форма-

лизована, чем в Японии. Ещё одна характери-

стика ТКМ заключается в том, что в силу столь

длительного развития и такой хорошей сохран-

ности традиции система диагностики и лечения

стала очень сложной. Разные подходы, разрабо-

танные в разные эпохи, при редкой критике из-

нутри просто накапливаются и применяются все

разом. Кампо более практична, менее формаль-

на и меньше склонна полагаться на даосскую

или какую-либо другую китайскую философию.

Японская парадигма Кампо не слишком зависит

от парадигмы начал Инь-Ян и пяти стихий, если

не полностью свободна от неё. На мой взгляд,

Кампо можно охарактеризовать как упрощён-

ную, позитивистскую и прагматическую версию

китайской системы лечения травами.

Применение какого-либо лекарства в тече-

ние длительного времени не может служить ос-

нованием для признания его эффективности.

Процедура клинических испытаний, ставшая

сейчас мировым стандартом, очень надёжна,

если вообще не безупречна. Однако это не озна-

чает, что традиционные средства, не прошедшие

таких формальных испытаний, неэффективны.

Наоборот, я думаю, что мы можем гордиться му-

дростью, позволившей нам сохранить рецепты

растительных средств Кампо – той мудростью,

что возникла благодаря всей истории и культуре

Японии. Более того, именно благодаря ей мно-

гие японцы сегодня могут пользоваться преиму-

ществами средств Кампо. После официального

признания трав Кампо медицинскими средства-

ми, химические и фармацевтические исследова-

ния этих средств в Японии шагнули далеко впе-

рёд. Химический состав каждого растения про-

анализирован так подробно, что, на мой взгляд,

теперь мы можем смело говорить о новой науке

Кампо – науке о составных, комплексных ле-

карственных средствах. Теперь, с учётом исто-

рического развития этой системы, настало

время рассмотреть Кампо в новой, глобальной

перспективе. Медицина Кампо, интегрирован-

ная в западную медицину, возможно, будет уже

не той, но одновременно и западная медицина

неотвратимо изменится.

ЧАСТЬ 2

ПОНЯТИЕ «СЁ»

У многих западных учёных и врачей сра-

зу же пропадает желание знакомиться с ТКМ

или Кампо, если им говорят, что в них невоз-

можно вникнуть без подробнейшего знания

таких понятий, как Инь и Ян, пять элементов,

пять органов, Ци и других базовых категорий,

без которых попытки работать с любыми сред-

ствами Кампо или ТКМ обречены на провал.

В некотором смысле это правда, и для западных

врачей попытки применения любых формул

Кампо или ТКМ вне контекста когнитивной

парадигмы Кампо крайне рискованны. Однако

подчёркивание первостепенной важности пара-

дигмы может только отпугнуть тех, кто искрен-

не хочет познакомиться с богатым опытом ТКМ

или Кампо. Поэтому мне представляется более

продуктивным сначала сконцентрироваться

на центральной медицинской концепции Кам-

по, не углубляясь в её парадигму, философскую

основу или саму систему.

Следует подчеркнуть, что ТКМ и Кампо

не являются монолитной идеологической систе-

мой. Обе они представляют собой разветвлён-

ные системы медицинской теории и практики,

развивавшиеся в течение тысячелетий. Поэтому

у них довольно много школ и вариантов. Базо-

вые понятия (Инь-Ян, Ци, У Син) присутству-

ют в системе всех школ, но даже в их трактов-

ках встречаются некоторые различия. Кампо

придаёт меньшее значение своей философской

или идеологической базе, чем классическая

ТКМ.

Центральной концепцией, на которой схо-

дятся все японские практики Кампо, являет-

ся «Сё», что переводится как симптомы, при-

знаки или доказательства. Следует заметить,

что не только китайский иероглиф, обозначаю-

щий Сё, но и некоторые другие древнекитайские

иероглифы могут переводиться и как «симптом»

и как «доказательство». Назначения в Кампо

осуществляются на основании соответствия Сё

пациента и Сё лекарственной формулы.