ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ
48
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (33) 2020
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ СИСТЕМЫ КАМПО
Тэрасава К.
Отделение японской системы восточной медицины (Кампо) медицинского факультета
Университета медицины и фармакологии г. Тояма, Япония
terasawa@ms.toyama-mpu.ac.jpСокращённый перевод статей, опубликованных в журнале Evidens based complementary and
alternative medicine (Доказательная комплементарная и альтернативная медицина) 2004,
выпуски 1-3
Katsutoshi Terasawa Evidence-based Reconstruction of Kampo Medicine: Part I-Is Kampo CAM?
Evid Based Complement Alternat Med. 2004 June; 1 (1): 11-16. doi: 10.1093/ecam/neh003
Сведения об авторе
Профессор Кацутоси Тэрасава родился в То-
кио в 1944 г. В 1970 г. окончил школу медицины
при университете г. Тиба. В 1979 г. возглавил от-
деление японской системы восточной медици-
ны Университета медицины и фармакологии
г. Тояма. С 1999 по 2000 г. – директор школы
медицины, затем – директор больницы и вице-
президент Университета медицины и фармако-
логии. В настоящее время – президент Япон-
ского общества восточной медицины и дирек-
тор Сотрудничающего центра ВОЗ по традици-
онной медицине.
ЧАСТЬ 1
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КАМПО
КОМПЛЕМЕНТАРНОЙ
И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МЕДИЦИНОЙ?
Мой личный путь к интеграции
двух медицинских систем
Я всю жизнь стремился к тому, чтобы оты-
скать возможные способы интеграции западной
и восточной медицинских систем, построенных
на полностью различных парадигмах. Первая
предпосылка к этому – глубокое понимание
обеих систем, или умение говорить на обоих
языках, как билингвы. Стандартное медицин-
ское образование в Японии жёстко привязано
к западной медицинской системе, что исключа-
ет воспитание «двуязычных» врачей, во всяком
случае, их базовуюподготовку. С гордостьюмогу
сказать, что я один из очень немногих людей,
преодолевших эти сложности. У меня было две
причины стремиться к «медицинскому двуязы-
чию»: одна проистекала из обстоятельств моей
жизни, другая – из близкой мне философии
С раннего детства я жил по соседству от мо-
его дяди – хозяина небольшой частной офталь-
мологической больницы. У него было медицин-
ское образование западного типа, но в тех слу-
чаях, когда он не мог найти западных лекарств
для глазных заболеваний многих пациентов, он
без промедления прописывал средства Кампо
1
,
которые помогали многим пациентам. Второй
мой мотив проистекал из духа времени 1960-х
годов. Во время Вьетнамской войны молодые
люди ставили под сомнение любые аспекты
«истеблишмента», как в политике, так и в куль-
туре. Современная западная медицина как была,
так и сейчас является невидимым «истеблиш-
ментом» медицинского мира. В то время я был
чем-то вроде диссидента, и мне не нравилось,
как основная линия медицины попросту игно-
рирует средства Кампо, считая их суеверием.
Когда я поступил в университет Тибы в 1964 г.,
студенты-медики основали небольшой неофи-
циальный кружок по изучению восточной меди-
цины. Благодаря этому я получил возможность
изучать систему Кампо параллельно с классиче-
ским западным медицинским образованием.
Получая западное медицинское образование,
я прилагал все усилия, чтобы сохранить практи-
ку Кампо. В 1979 году в Университете медицины
ифармакологии г. Тояма был основан новыйфа-
культет с клинической практикой, нацеленный
на интеграцию западной медицины и Кампо.
Это был первый факультет такого рода в япон-
ском государственном университете, и меня
пригласили им руководить. В это время атмос-
фера в мире академической медицины Японии
по отношению к Кампо была далеко не тёплой.
Многие мои коллеги по клинической медицине
видели меня кем-то вроде гуру какой-то стран-
ной религиозной секты!
1 Кампо – японский вариант традиционной китайской
фитотерапии.