ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
43
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (33) 2020
движения глаз, тела. Проводится двигатель-
но-танцевальная терапия, танц-транс-терапия
по авторской методике. Все присутствующие
делятся на две группы: А – актеры (индукторы);
Б – зрители (наблюдатели). В определенный
момент происходит объединение индукторов
и наблюдателей в режиме танц-транс терапии.
3. Посещение спортплощадки с опосредованиемин-
дукторов (подтягивание, отжимание и др.). 4. Посе-
щение учебных классов в конце уроков для обучения
учителей-предметников организации проведения
пальминга для глаз в завершении урока с привле-
чением группового лидера. 5. Посещение кабинета
ЛФК, физиотерапии, кабинета аппаратного лечения
зрения с целью обучения специалистов данных ка-
бинетов навыкам опосредования, проводимых дей-
ствийипроцедур.
Работа с родителями
Ключевые слова: знать, понимать, уметь,
соучаствовать. В день заезда, во время первой
встречи, психотерапевт, совместно с пси-
хологом – знакомит родителей и ребенка с
оздоровительно-обучающей программой. С со-
гласия родителя и ребенка проводится тест
на определение нейропластичности ребенка,
определяется степень его подражательно-реф-
лекторной способности. Согласуется участие
ребенка в программе. Перед ребенком ставится
сверхзадача: овладеть навыками нейтрализации
общего стресса посредством ДДУ в течение 10
сек. Провести пальминг для глаз в течение 60-90
сек. Родителям даются рекомендации в до-
машних условиях напоминать, стимулировать
ребенка к выполнению поставленной задачи.
Проведение однократного семинара по озна-
комлению родителей с сердечной когерентно-
стью и ПРК. По субботам занятия с родителями
проводились также, как и с детьми по обучению
базовым упражнениям с использованием воз-
растной регрессии с формированием условной
связи через прием фруктовой смеси «ФрутоНя-
ня». Это позволяло им понимать действия, ко-
торые должны выполнять их дети в домашних
условиях и поддерживать мотивацию к выпол-
нению.
Один день из жизни ребенка
в процессе освоения программы
Утром, после пробуждения выполняет-
ся утренний пальминг для глаз «Ясно увидеть
мир» (самостоятельно и по подсказке воспита-
теля или палатного лидера; 3 минуты). Во время
утренней прогулки перед завтраком выполня-
ем ладонями сердечное взаимное приветствие
и встречаем очередной день здоровья. Участие
в групповом базовом тренинге под руковод-
ством врача-психотерапевта с привлечением
психолога (20-40 мин.). Во время тихого часа –
пальминг для глаз – «Дневной сон целебный»
по подсказке воспитателя или палатного лидера.
Во время дискотеки – выполняют двигательно-
танцевальный комплекс «Танец ладоней и глаз»
по подсказке культработника и группового ли-
дера. Во время отбоя – пальминг для глаз «Ноч-
ной сон целебный» по подсказке воспитателя
и палатного лидера.
Заключение
Выбор направленности авторской програм-
мы был обусловлен крайней необходимостью
формирования у детей и подростков устойчивых
навыков нейтрализации стресса, самовосста-
новления и самосохранения зрения в условиях
детского санатория. Объединение положений
и приемов ноосферной и телесно-органно-си-
стемно-ориентированной психотерапии позво-
лило разработать и внедрить антистрессовый
пальминг-релакс-комплекс, позволяющий ре-
зультативно устранять напряжение мышц глаз
(снятие «мышечного панциря») и другие зоны
мышечного напряжения самостоятельно («сам
себе целитель»). Реализуемый в рамках про-
граммы оздоровительно-обучающий тренинг
проводится в демонстративно-рефлекторной
форме в ускоренном режиме, что позволяет де-
тям и подросткам с ходу освоить практические
навыки устранения последствий стресса, са-
мовосстановления и самосохранения зрения,
с последующей самооценкой усвоения навы-
ков (по «десятипальцевому» тесту). Особенно-
стью программы является то, что она позволяет
эффективно работать с детьми и подростками
как без нарушения зрения (первичная профи-
лактика), так и с нарушением зрения (вторич-
ная профилактика). Вторичная профилактика
заключается в сочетании применения усвоен-
ных навыков самовосстановления зрения у де-
тей и подростков с аппаратным лечением в пле-
оптоортоптическом кабинете под наблюдением
врача окулиста.
В ходе реализации оздоровительно-обуча-
ющего тренинга удалось сформировать у детей
и подростков ноосферное осознание возмож-
ностей своего организма как целостной само-
регулирующей системы, способной к самосо-
хранению и самосовершенствованию, а также
стратегической личностной тенденции «Сам
себе целитель». Это имеет особую значимость