Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  40 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 40 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

40

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (33) 2020

щий тренинг в полном объеме со всеми детьми

и подростками, индивидуальную коррекцию

в малых группах по закреплению навыков, ор-

ганизует индивидуальные встречи с родителями

и детьми совместно, проводит тестирование, со-

гласует участие ребенка в программе, проводит

мероприятия вне кабинета по реализации про-

граммы.

Психолог участвует в программе в роли ко-

терапевта, курирует младшие группы, проводит

тестирование и опрос в группах, принимает уча-

стие при собеседовании с родителями и детьми

во время заезда. В первой части занятий опос-

редует действия врача психотерапевта, расстав-

ляет акценты, проводит беседы по адаптации

детей к условиям пребывания в санатории и гар-

монизации межличностных отношений в груп-

пах. Также консультирует «проблемных» детей

по коррекции их поведения, проводит тестиро-

вание по динамике психоэмоционального ком-

понента («Истоки здоровья»).

Воспитатели проводят опосредование навы-

ков: во время подъема, тихого часа, прогулок,

отбоя, привлекая лидеров самоуправления.

Учителя-предметники проводят опосредова-

ние навыков во время своих занятий, привлекая

лидеров самоуправления. Методист ЛФК про-

водит опосредование навыков во время своих

занятий. Дежурный лидер демонстрирует вы-

полнение двигательно-дыхательной техники.

Культработник совместно с лидерами опосреду-

ют двигательно-танцевальную терапию во вре-

мя дискотеки.

Лидеры самоуправления во время «отбоя»

также проводят опосредование программы

«Ночной сон целебный», участвуют совместно

с другими участниками в других мероприятиях.

Родители мотивируют и стимулируют ребенка

к продолжению выполнения ПРК в домашних

условиях.

Структура и краткое описание

базового занятия

Программа включает 6-8 занятий продол-

жительностью 20-40 минут. Занятие проводит-

ся стереотипно в режиме псевдо-концертной

активности и пассивности на подражательно-

рефлекторной основе, по возрастному прин-

ципу для детей и подростков с нарушением

и без нарушения зрения, раздельно для девочек

и мальчиков. Состав группы обучаемых по про-

грамме – 20 человек. Врач-психотерапевт ку-

рирует старшую группу, проводит регистрацию

и отчетность, совмещает теоретическую часть

программы с обучением ПРК с привлечением

психолога в качестве ко-терапевта. В младшей

группе в роли ко-терапевта при формировании

навыков ПРК выступает врач-психотерапевт.

Структура занятия.

1. Разминка (2-3 мин.) Взаимное сердеч-

ное приветствие друг друга ладонью от серд-

ца с улыбкой (развиваем сердечную когерент-

ность).

2. Демонстрация десятипальцевого теста

в баллах (для формирования опыта субъектив-

ной самооценки по степени: средняя – 4-7;

высокая – 8-10; потребуется в завершении вы-

полнения отдельных упражнений). Техника:

растирая ладони, сосредоточиваемся на тема-

тике оценки («как спали?», «как позавтракали?»

и т. п.). Показываем веером пальцы на уровне

глаз и фиксируем результат. Во время растира-

ния ладоней делаем гримасы лицом «корчим

рожи». Врач-психотерапевт опосредует резуль-

таты, дает рекомендации. В случае низкой оцен-

ки предлагается самоанализ причины.

3. Первая часть занятия. Обучение и закре-

пление ПРК для всех детей и подростков (10-15

мин.).

Упражнение №1 (2-3 мин.). «Кемар-тре-

нинг» – направлен на освобождение нейрострук-

тур головного мозга от помех, быстрое восста-

новление сил, подготовку к усвоению базового

упражнения. Техника: сесть прямо, голову слегка

опустить, закрыть глаза, успокоиться, вдох – вы-

дох медленно с улыбкой на губах. Голова посте-

пенно опускается по мере наступления релакс-

отдыха. Опускаем голову еще ниже, наступает

углубление релакс-отдыха, во время которого

возникает мягкий кивок головой вниз с пробуж-

дением. При этом глаза закрыты. Голова медлен-

но возвращается обратно, останавливается. Все

повторяется 5-6 раз, что достаточно для гармо-

низации нейроструктур головного мозга и под-

готовки к усвоению базового упражнения в со-

стоянии сердечной когерентности. Здесь и далее

под сердечной когерентностью подразумевается

особое состояние, которое возникает в резуль-

тате ровного, спокойного дыхания, влияющего

на сердечный ритм, который гармонизирует де-

ятельность мозга. Состояние сердечной коге-

рентности вызывает положительные эмоции по-

добные радости, во время пребывания в данном

состоянии формируются сердечные отношения

между людьми, а выработанные в процессе тре-

нинга условные связи, запускаемые улыбкой

и жестом приветствия левой ладонью – вызыва-

ют состояние сердечной когерентности без фик-

сации на дыхании. Во время данного упражне-

ния применяется следующая техника дыхания:

делаем вдох животом, 2 сек. задержка дыхания