ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
40
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (33) 2020
щий тренинг в полном объеме со всеми детьми
и подростками, индивидуальную коррекцию
в малых группах по закреплению навыков, ор-
ганизует индивидуальные встречи с родителями
и детьми совместно, проводит тестирование, со-
гласует участие ребенка в программе, проводит
мероприятия вне кабинета по реализации про-
граммы.
Психолог участвует в программе в роли ко-
терапевта, курирует младшие группы, проводит
тестирование и опрос в группах, принимает уча-
стие при собеседовании с родителями и детьми
во время заезда. В первой части занятий опос-
редует действия врача психотерапевта, расстав-
ляет акценты, проводит беседы по адаптации
детей к условиям пребывания в санатории и гар-
монизации межличностных отношений в груп-
пах. Также консультирует «проблемных» детей
по коррекции их поведения, проводит тестиро-
вание по динамике психоэмоционального ком-
понента («Истоки здоровья»).
Воспитатели проводят опосредование навы-
ков: во время подъема, тихого часа, прогулок,
отбоя, привлекая лидеров самоуправления.
Учителя-предметники проводят опосредова-
ние навыков во время своих занятий, привлекая
лидеров самоуправления. Методист ЛФК про-
водит опосредование навыков во время своих
занятий. Дежурный лидер демонстрирует вы-
полнение двигательно-дыхательной техники.
Культработник совместно с лидерами опосреду-
ют двигательно-танцевальную терапию во вре-
мя дискотеки.
Лидеры самоуправления во время «отбоя»
также проводят опосредование программы
«Ночной сон целебный», участвуют совместно
с другими участниками в других мероприятиях.
Родители мотивируют и стимулируют ребенка
к продолжению выполнения ПРК в домашних
условиях.
Структура и краткое описание
базового занятия
Программа включает 6-8 занятий продол-
жительностью 20-40 минут. Занятие проводит-
ся стереотипно в режиме псевдо-концертной
активности и пассивности на подражательно-
рефлекторной основе, по возрастному прин-
ципу для детей и подростков с нарушением
и без нарушения зрения, раздельно для девочек
и мальчиков. Состав группы обучаемых по про-
грамме – 20 человек. Врач-психотерапевт ку-
рирует старшую группу, проводит регистрацию
и отчетность, совмещает теоретическую часть
программы с обучением ПРК с привлечением
психолога в качестве ко-терапевта. В младшей
группе в роли ко-терапевта при формировании
навыков ПРК выступает врач-психотерапевт.
Структура занятия.
1. Разминка (2-3 мин.) Взаимное сердеч-
ное приветствие друг друга ладонью от серд-
ца с улыбкой (развиваем сердечную когерент-
ность).
2. Демонстрация десятипальцевого теста
в баллах (для формирования опыта субъектив-
ной самооценки по степени: средняя – 4-7;
высокая – 8-10; потребуется в завершении вы-
полнения отдельных упражнений). Техника:
растирая ладони, сосредоточиваемся на тема-
тике оценки («как спали?», «как позавтракали?»
и т. п.). Показываем веером пальцы на уровне
глаз и фиксируем результат. Во время растира-
ния ладоней делаем гримасы лицом «корчим
рожи». Врач-психотерапевт опосредует резуль-
таты, дает рекомендации. В случае низкой оцен-
ки предлагается самоанализ причины.
3. Первая часть занятия. Обучение и закре-
пление ПРК для всех детей и подростков (10-15
мин.).
Упражнение №1 (2-3 мин.). «Кемар-тре-
нинг» – направлен на освобождение нейрострук-
тур головного мозга от помех, быстрое восста-
новление сил, подготовку к усвоению базового
упражнения. Техника: сесть прямо, голову слегка
опустить, закрыть глаза, успокоиться, вдох – вы-
дох медленно с улыбкой на губах. Голова посте-
пенно опускается по мере наступления релакс-
отдыха. Опускаем голову еще ниже, наступает
углубление релакс-отдыха, во время которого
возникает мягкий кивок головой вниз с пробуж-
дением. При этом глаза закрыты. Голова медлен-
но возвращается обратно, останавливается. Все
повторяется 5-6 раз, что достаточно для гармо-
низации нейроструктур головного мозга и под-
готовки к усвоению базового упражнения в со-
стоянии сердечной когерентности. Здесь и далее
под сердечной когерентностью подразумевается
особое состояние, которое возникает в резуль-
тате ровного, спокойного дыхания, влияющего
на сердечный ритм, который гармонизирует де-
ятельность мозга. Состояние сердечной коге-
рентности вызывает положительные эмоции по-
добные радости, во время пребывания в данном
состоянии формируются сердечные отношения
между людьми, а выработанные в процессе тре-
нинга условные связи, запускаемые улыбкой
и жестом приветствия левой ладонью – вызыва-
ют состояние сердечной когерентности без фик-
сации на дыхании. Во время данного упражне-
ния применяется следующая техника дыхания:
делаем вдох животом, 2 сек. задержка дыхания