ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
38
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (33) 2020
усвоенных навыков в помощь другим; повыше-
ние психологической устойчивости, что способ-
ствует противостоянию иррациональным уста-
новкам и зависимому поведению; формирование
неосознанной личностной тенденции к само-
анализу (через многократное применение деся-
типальцевого теста в процессе овладения прак-
тическими навыками) и приобретение навыков
самоорганизации своей жизни. Для родителей:
формирование нового, более адекватного, пози-
тивно-развивающего подхода в отношении сво-
его ребенка (меньше контроля, больше доверия,
повышение значимости, поддержка, соучастие).
Реализация программы
Психотерапевт работает в суггестопедиче-
ском режиме, совершая индуктивно – обуча-
ющие действия, активизируя подражательный
рефлекс, с вербальным опосредованием конеч-
ного достижения с использованием шестиде-
сятитактной музыки «барокко» или метронома
по методу Г. Лозанова [7, 8]. В процессе тре-
нинга обучающиеся осуществляют самооценку
степени усвоения навыков при помощи «деся-
типальцевого» теста с последующим самоанали-
зом при поддержке психотерапевта. Групповой
тренинг организуется как вариант биоадекват-
ной REAL-технологии с обучением навыкам
саморегуляции при чередовании активного тре-
нинг-обучения и обучения в режиме релаксации
(частотный режим биоритмов головного мозга
снижается до 9-14 герц).
В активной фазе тренинга, на фоне враще-
ния маятника по часовой стрелке, определяется
цель, оговариваются задачи и конечные резуль-
таты, проводится психорефлекторная размин-
ка с активацией воображения и тела (су-джок
тренинг с объяснением взаимосвязи участков
тела и внутренних органов, конечного результа-
та оздоровления органов, организма). Во время
проведения массажа пальцев осуществляется
переход в фазу релаксации, формируется мыс-
леобраз «Палец-орган», вызывается эмоция
удовлетворения по поводу оздоровления орга-
на-организма. Дети двенадцатилетнего возрас-
та наиболее охотно и результативно участвуют
в тренинге. Здесь открывается возможность ис-
пользования REAL-тренинга в проведении пер-
вичной и вторичной профилактики различной
направленности (алкоголизм, наркомания, кри-
минальное поведение и другое) и пропаганды
спортивно-здорового образа жизни, рыцарского
отношения к противоположному полу.
В режиме релаксации (как части релакса-
ционно-активной методики) формируется ау-
томыслеобраз с приданием ему Личной Силы
(поза, облик, ощущение наполненности тела,
гибкость и т. д.), эквивалентом чего является
Стройность (видение), Спокойствие (пережи-
вание), Уверенность (готовность), Активность
(достижение) и сосредоточенность на аутообра-
зе с приданием ему стройности, спокойствия,
уверенности, активности. Эквивалентом этого
является ощущение Личной Силы (наполнен-
ность, упругость, готовность к действию, защи-
щенность, вселенская принадлежность и т. д.).
Данный сценарий режима релаксации череду-
ется с активной фазой (как части релаксацион-
но-активной методики) 1-3 раза или в сочета-
нии с цветовым тренингом, во время которого
применялась модификация сокращенного те-
ста Люшера в интерпретации Л.Н. Собчик [6]
с применением диагностического комплекса
«Истоки здоровья» Ю.П. Баландина, В.С. Ге-
нералова и С. Д. Руненко [9], что вносит раз-
нообразие и расширяет факторы гармонизации
психоэмоционального компонента: снижение
ситуационной тревожности, повышение эмоци-
ональной стабильности и стресс-устойчивости.
Для проведения цветового тренинга исполь-
зуютя одновременно четыре разнохарактер-
ных цвета: два «концентричных» синий – голу-
бой и два «эксцентричных» красный – жёлтый,
но при формировании мыслеобраза объединяли
их в единое явление природы – вечерний закат
на море (красоту природную), где синий цвет
воды, голубое небо, на нём жёлтое солнце и крас-
но-оранжевый закат. Данная визуализация при-
родного образа, опосредуется вербально: что это
единое явление природы необычной красоты
вызывает восхищение и радость. И хотя мы ви-
дим разные цвета, но они объединились, нашли
«общий язык» и создали зримую и врачующую
душу красоту. Глядя на это гармоничное явление,
мы испытываем радость, что люди могут посту-
пать так же, хотя имеют разные взгляды, говорят
на разных языках, но при этом могут жить друж-
но, понимая друг друга. Созданная мыслеформа,
фиксируется в долговременной памяти и ис-
пользуется в критической ситуации, нейтрализуя
или трансформируя её в позитивном ключе.
При опросе детей, посетивших санаторий по-
вторно, на вопрос: «Что ярче запомнили на тре-
нинге?», ответ часто был один – «Закат у моря».
После завершения фазы релаксации с цветовым
тренингом в активнойфазе проводится заверша-
ющее опосредование увиденного и пережитого,
достигая личностной гармонизации и осозна-
ния гармонизации Вселенной. Всё это порож-
дает приобщённость детей и ведущего тренинг,
к большому, радостному, нужному действию,