ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
37
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (33) 2020
и оздоровления, беседы, встречи, консультации,
семинары-обучения персонала и т. д.) на осно-
ве концепции ноосферного развития в период
с октября 2004 по октябрь 2008 года.
Концепция программы
Концепция программы основана на ноосфер-
ной и телесно-органо-системно-ориентированной
психотерапии, позволяющей устранить стрессовые
проявления организма в целом, а также отдельных
органов, в данном случае – органов зрения у детей
и подростков. Разработанный автором антистрессо-
вый пальминг-релакс комплекс (ПРК), усвоенный
детьми и подростками в ходе обучения, позволяет
устранить напряжение мышц глаза («мышечный
панцирь») и другие зоны напряжения самостоятель-
но («Сам себе целитель»). Освоение данного ком-
плекса происходит в подражательно-рефлекторном,
игровом режиме в сочетании с псевдо-концертной
активностью и пассивностью, что создает возмож-
ность усвоения навыков и достижения результатов
самоисцеления (снятие напряжения и болезненно-
сти в области глаз и других отклонений, проявление
ясности взгляда, сиюминутное улучшение зрения).
Цель программы
Цель программы – формирование у детей
и подростков устойчивых навыков нейтрализа-
ции стресса, самовосстановления и самосохра-
нения зрения.
Задачи программы
1) развитие ноосферного осознания возмож-
ностей своего организма как целостной саморе-
гулирующей системы, способной к самосохра-
нению и самосовершенствованию;
2) формирование у детей и подростков стра-
тегической личностной тенденции «Сам себе
целитель»;
3) овладение ребенком навыками нейтрали-
зации стресса при помощи двигательно-дыха-
тельных упражнений (ДДУ) и навыков самовос-
становления и самосохранения зрения посред-
ством выполнения ПРК для глаз;
4) максимальное использование групповой
динамики (готовность, взаимопонимание, под-
держка, лидерство, нейропластичность, настой-
чивость) в процессе оздоровительно-обучающе-
го тренинга.
Особенности программы
Одновременное соучастие в программе детей
и подростков с нарушением и без нарушения
зрения (первичная и вторичная профилактика);
пребывание в условиях охранительного режима
санатория; применение усвоенных навыков са-
мовосстановления зрения у детей и подростков.
Использование сочетания адекватных техноло-
гий ускоренного обучения позволяет обеспе-
чить легкость и высокую эффективность усвое-
ния необходимых навыков.
Ожидаемые результаты
Расширение личностного понимания воз-
можности организма к самосохранению и само-
исцелению; умение подключать ресурсы подсо-
знания для решения проблем; овладения навы-
ками стрессоустойчивости, самовосстановления
и самосохранения зрения; развитие способности
совершенствовать практические навыки само-
стоятельно на постоянной основе; видеть конеч-
ную цель «Жить без очков»; овладение навыками
самооценки своего самочувствия, качества ноч-
ного сна, общения, усвоения навыков по «деся-
типальцевому» тесту (как наглядному аналогу
десятибалльной оценочной системы) с после-
дующим самоанализом. Реализация программы
позволяет решить задачу повышения эффектив-
ности проводимых в санатории оздоровительных
мероприятий в результате следующих факторов:
пребывание в условиях санатория позволяет ис-
пользовать одновременно технологии общего
оздоровления и оздоровления органов зрения
с максимальным вовлечением детей и подрост-
ков в особый режим жизни – новых знакомств
и отношений, атмосферы соперничества и выде-
ления положительных лидеров с привлечением
их к самоуправлению в группе и палатах; созда-
ются благоприятные условия для повышения
результативности формирования и применения
навыков стрессоустойчивости, самосохранения
и самовосстановления зрения в результате ком-
плексной работы службы психологической под-
держки, построенной на различных методах те-
лесно-органо-ориентированной психотерапии,
детской и подростковой психотерапии, которые
доказали свою эффективность в условиях кра-
ткосрочной реализации.
Практическая значимость программы.
Для де-
тей: расширение личностного понимания воз-
можности организма к самосохранению и само-
исцелению; умение подключать ресурсы подсо-
знания для решения проблем; активное вовлече-
ние в процесс восстановления и самосохранения
зрения; повышение самооценки на основе изме-
нения самовосприятия и применения практиче-
ских навыков по нейтрализации стресса и само-
восстановления, самосохранения зрения; фор-
мирования активной позиции по продвижению