ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
36
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (33) 2020
АНТИСТРЕССОВАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ И БЕЗ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ
ANTI-STRESS HEALTH-EDUCATIONAL PROGRAM FOR
CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH AND WITHOUT VISION
Chibisov P.M.
Psychotherapist, Budgetary Healthcare Institution of the Voronezh Region
«Chertovitsky sanatorium for children», Voronezh, Russia
Резюме
В процессе многолетнего опыта работы в са-
натории была создана и успешно применялась
авторская оздоровительно-обучающая про-
грамма овладения навыками самосохранения
и самовосстановления зрения для детей и под-
ростков с нарушением и без нарушения зрения.
В конечном итоге ребенок в той или иной сте-
пени овладевает конструктивным мышлением,
ведущим к оптимизации процессов самоисцеле-
ния, а также возможности более эффективного
использования навыков первичной и вторичной
профилактики заболеваний глаз и других нару-
шений здоровья.
Ключевые слова:
антистрессовая методика,
саморегуляция, гипнотерапия, гипнопедия, суг-
гестопедия, ноосферное оздоровления детей.
Abstract
In the course of many years of work experience
in the sanatorium, an authoring health-improving
training program was developed and successfully
applied for mastering the skills of self-preservation
and self-restoration of vision for children and
adolescents with and without visual impairment. In
the end, the child to one degree or another masters
constructive thinking, leading to the optimization
of self-healing processes, as well as the possibility
of more efficient use of the skills of primary and
secondary prevention of eye diseases and other
health disorders.
Keywords
: anti-stress technique, self-regulation,
hypnotherapy, hypnopedia, suggestopedia, noo-
spheric children’s recovery.
Введение
Ноосферные психология и образование –
определяются как социокультурный процесс
передачи знаний, умений и навыков путем ор-
ганизованного мотивирования индивидуаль-
ных учебных мыслеобразов и реализации за-
ключенной в них энергии [1, 2]. Детский и под-
ростковый возраст имеет свои специфические
биологические и психологические особенности
[3-5], которые повышают стресс-уязвимость
зрительного анализатора к воздействию соци-
ально-психологических факторов, приводящих
к нарушению зрения. В 2004 г. отделением ноос-
ферного образования РАЕН перед автором была
поставлена задача проверки эффективности
релаксационно-активной методики в условиях
детского санатория взамен устаревших мето-
дов на современные методы ноосферного типа.
С 2006 г. были подключены современные ме-
тоды измерения тревожности, эмоциональной
стабильности, стрессовой устойчивости на ос-
нове теста цветовых выборов [6], что позволило
выявить наиболее эффективную методику пси-
хотерапевтических мероприятий. В представ-
ляемой статье отражён опыт разработки и про-
ведения психотерапевтических мероприятий
(групповые тренинги-обучения саморегуляции
Чибисов Павел Михайлович
Врач-психотерапевт
Бюджетное учреждение здравоохранения
Воронежской области
«Чертовицкий санаторий для детей»
Россия, г. Воронеж
chibisovpm07@gmail.com