ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
39
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (33) 2020
и отсюда их спокойствие, уверенность, актив-
ность и ощущение личной силы. За счёт этого
возникает положительная динамика психоэмо-
ционального компонента при заключительном
обследовании.
Опыт применения программы
С 2004 по 2008 гг. групповой тренинг-об-
учение прошли ≈ 10000 детей и подростков
в возрастном диапазоне 10-16 лет с сахарным
диабетом, бронхиальной астмой, заболевани-
ями органов речи и слуха, язвенной болезнью,
функциональными заболеваниями желудочно-
кишечного тракта из них: ≈ 6500 детей с заболе-
ваниями органов зрения. Контрольную группу
составили дети, посещавшие обычный тренинг,
также с обучением саморегуляции, но только об-
учение проходило в активном режиме с после-
дующей релаксацией – отдыхом. Положитель-
ная динамика в основной группе более чем в 2
раза превышала таковую в контрольной группе.
ПРК
является важной содержательной со-
ставляющей рабочей антистрессовой оздоро-
вительно-обучающей программы для детей
и подростков по овладению навыками самосо-
хранения и самовосстановления зрения. ПРК
разработан на основе многолетнего опыта при-
менения различных методов и методик телесно-
органо-системно-ориентированной психотера-
пии [10] с учетом нозологического, возрастного,
полового, профессионального и методического
принципов. Полученный опыт показал высокую
эффективность применения указанных методов
в условиях реализации краткосрочных оздоро-
вительно-обучающих программ (по принципу:
«Обучая – оздоравливаем и оздоравливая – об-
учаем»). Спецификой ПРК является использо-
вание доказанного А. Лоуэном, У. Бейтсом, М
Корбеттом и В. Райхом оздоровительного эф-
фекта наложения ладоней на зоны напряжения
или локализации боли при различных патологи-
ческих состояниях (в том числе при заболевани-
ях органов зрения). Основными составляющи-
ми ПРК являются:
1. Комплекс психологических установок, на-
правленных на осознание: «Наш организм есть
саморегулирующаяся и самоисцеляющая систе-
ма. Организм постоянно стремится к самоисце-
лению, нужно ему помочь»
2. Комплекс упражнений для самоисцеления
органов и систем, в том числе восстановления
и самосохранения зрения.
Вариантыпроведения.
1. «Пальминг для глаз».Техника: войдя в состо-
яние сердечной когерентности, энергично рас-
тереть ладони, затем их размять, сделать массаж
точки Лао гун (PC8) в середине ладони. Сло-
жить ладони домиком и накрыть ими закрытые
глаза. Добиться ощущения темноты без бли-
ков. Сосредоточиться на темноте. При спокой-
ном поверхностном дыхании войти в релакс
или особое состояние на 2-5 мин. Открыть гла-
за, не снимая ладоней, поморгать. Закрыть глаза
и сделать легкие движения пальцами в области
вокруг глаз в виде восьмерки.
2. «Ночнойсонцелебный»
.
Техника: перед сном
делаем пальминг для глаз, сосредотачиваемся
на темноте (выделяется мелатонин – гормон
сна) и произносим «Ночной сон целебный!» и,
не открывая глаз, засыпаем.
3. «Болинет!», «Воспаления нет!».
Техника: выбираем место локализации боли,
неприятных ощущений (воспаления). Оцени-
ваем по десятибалльной системе максимальное
проявление боли и воспаления. Растирая энер-
гично ладони сосредотачиваемся на боли и вос-
палении, вербально подкрепляя «Боли нет!»,
«Воспаления нет!» и выполняем наложение ладо-
ни на место локализации патологического про-
цесса. При этом входим в релакс. Можно повто-
рить несколько раз. В завершении – самооценка
по десятибалльной системе.
4. Психо-иммунныйтренинг «Зайчик».Техника:
создаем образ солнечного зайчика, проводим
точечный массаж у крыльев носа, точнее в об-
ласти акупунктурной точки Ин сян (LI20) би-
латерально, таким образом «закрываем ворота»
проникновения вирусов, вербально подкрепляя
данные действия фразой – «Вирусов нет!».
5. Вариант – эффективный при эмоциональных
нарушениях и иррациональных установках, зависи-
мости. Техника: растираем энергично ладони,
выполняем силовой тест, вербально отрицая –
«Зависимости нет!», затем утверждая «Самосбе-
режение есть!» и т. п.
Участники программы
и их роль в ее реализации
Все прибывшие в санаторий дети и подростки
могут быть вовлечены в процесс оздоровления
и обучения по данной программе (по предвари-
тельному согласованию с родителями и ребен-
ком). Для реализации программы формируется
группа из сотрудников разных профессий, детей
и подростков (лидеры самоуправления).
Врач психотерапевт – руководитель и ис-
полнитель программы координирует участие
членов группы, проводит их обучение опосре-
дованию практических навыков программы,
проводит групповой оздоровительно-обучаю-