ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ
52
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (33) 2020
Интуитивный и качественный
подход к каждому отдельному
пациенту, Си-Син (четыре метода
диагностики), или как работать с Сё
Один из способов понять Кампо – предста-
вить себе, что перед Вами пациент в состоянии
агонии, но Вы лишены каких-либо технических
средств для его обследования. Вам доступны
только 1) осмотр и пальпация, 2) опрос, 3) ау-
скультация (без стетоскопа) и 4) ольфакторное
обследование. Эти 4 диагностических подхо-
да Си-Син, дающие информацию в основном
качественного характера, позволяли древним
врачам формулировать своеобразные заключе-
ния о психосоматическом состоянии пациента.
Пациент рассматривался не как совокупность
разносторонних количественных параметров,
а как целостное единство тела и разума. Стадии
его/её болезни рассматриваются как постоян-
но меняющийся процесс. Подобный интуитив-
ный, феноменологический подход к диагно-
стике явно не позволяет углубиться в процес-
сы, происходящие на клеточном или молеку-
лярном уровне. Однако он очень эффективен
для оценки общего состояния пациента. Та-
ким же образом практики Кампо обращали осо-
бое внимание на небольшие изменения пульса
или тактильных ощущений при прощупывании
брюшной полости каждого отдельного пациен-
та. В итоге они получали совокупность феноме-
нальных, интуитивных и качественных призна-
ков, или проявлений, болезни этого пациента,
так же, как и древние предсказатели погоды
определяли признаки дождя по облакам и ветру.
Основные категории
патологических состояний
и субстанций как иллюстрация
понятия «Сё» в Кампо
ТКМ и Кампо разработали систему характе-
ристик для категоризации либо объяснения Сё.
Стоит помнить, что фактическая основа Кампо
и ТКМ ровно такова, как описано выше: не-
посредственно наблюдаемые факты, интуиция
и качественные показатели. Эта система пока-
жется современному западному наблюдателю
менее странной (или мистической), если он по-
думает об опыте, на котором она основана.
Поскольку диагностика Кампо во многом
интуитивна, попытки словесного описания её
системообразующих концепции крайне опас-
ны. Также ввести в заблуждение могут попыт-
ки перевода этих слов на другой язык, в данном
случае, на русский. Поэтому, несмотря на то,
что в этом разделе я хотел бы дать краткие пояс-
нения по основным системообразующим кон-
цепциям Кампо, из которых исходят Сё, не сто-
ит понимать их как строгие определения в тра-
диционном понимании западной философии.
Инь Сё – Ю Сё
– самая известная концеп-
ция не только в Кампо или ТКМ, но и в китай-
ской философии в целом, отражающие любые
противоположности (дихотомии): «мужской –
женский», «светлый – тёмный», «положитель-
ный – отрицательный», «активный -пассивный»
и т. д. По отношению к медицине это значит,
что в случае, если ответные реакции организма
пациента на его болезнь включают в себя лихо-
радку, активность или возбуждение, он в состо-
янии Ю-Сё. Напротив, если пациент реагирует
снижением температуры, вялостью или замед-
ленностью процессов в организме, то он в со-
стоянии Инь-Сё.
Дзицу-Сё – Кё-Сё
– эта дихотомия довольно
абстрактна и может переводиться как «реаль-
ное – нереальное», но, вероятно, она основана
на интуитивном противопоставлении полного
и пустого либо сильного и слабого. Таким об-
разом, если ответные реакции организма на бо-
лезнь сильны или подразумевают полную актив-
ность всех систем, пациент в состоянии Дзицу-
Сё, а если они слабые или сниженные, говорят,
что пациент в состоянии Кё-Сё.
Нэцу-Сё – Кан-Сё
– дихотомия, выведен-
ная из опыта лечения лихорадочных состояний
в древние эпохи. Если ответные реакции пациен-
та на болезнь проявляются повышением темпе-
ратуры, говорят, что пациент в состоянии Нэцу-
Сё, а если снижение температуры, то Кан-Сё.
Три категории субстанций:
Ки, Кэцу и Суй
В Кампо Сё понимают как нарушения, свя-
занные с тремя основными жизненными суб-
станциями – Ки (Ци), Кэцу и Суй. Из них ши-
роко известна Ки (Ци), понимается как базовая
энергия всех живых существ, особенно людей,
обладающих разумом, или духом. Следует под-
черкнуть, что для восточноазиатского мира ди-
хотомия между духом и телом чужда, поэтому Ки
рассматривается как единая энергия духа и тела.
В отличие от понятия Ки, Кэцу и Суй более
материальны и, возможно, гораздо сильнее на-
поминают привычные для западной медицины
концепции, соответственно, крови и телесных
жидкостей. Не имея точных знаний в области
клеточной и молекулярной физиологии, древ-
ние практики ТКМ, вероятно, считали кровь