Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  52 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 52 / 64 Next Page
Page Background

ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ

52

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (33) 2020

Интуитивный и качественный

подход к каждому отдельному

пациенту, Си-Син (четыре метода

диагностики), или как работать с Сё

Один из способов понять Кампо – предста-

вить себе, что перед Вами пациент в состоянии

агонии, но Вы лишены каких-либо технических

средств для его обследования. Вам доступны

только 1) осмотр и пальпация, 2) опрос, 3) ау-

скультация (без стетоскопа) и 4) ольфакторное

обследование. Эти 4 диагностических подхо-

да Си-Син, дающие информацию в основном

качественного характера, позволяли древним

врачам формулировать своеобразные заключе-

ния о психосоматическом состоянии пациента.

Пациент рассматривался не как совокупность

разносторонних количественных параметров,

а как целостное единство тела и разума. Стадии

его/её болезни рассматриваются как постоян-

но меняющийся процесс. Подобный интуитив-

ный, феноменологический подход к диагно-

стике явно не позволяет углубиться в процес-

сы, происходящие на клеточном или молеку-

лярном уровне. Однако он очень эффективен

для оценки общего состояния пациента. Та-

ким же образом практики Кампо обращали осо-

бое внимание на небольшие изменения пульса

или тактильных ощущений при прощупывании

брюшной полости каждого отдельного пациен-

та. В итоге они получали совокупность феноме-

нальных, интуитивных и качественных призна-

ков, или проявлений, болезни этого пациента,

так же, как и древние предсказатели погоды

определяли признаки дождя по облакам и ветру.

Основные категории

патологических состояний

и субстанций как иллюстрация

понятия «Сё» в Кампо

ТКМ и Кампо разработали систему характе-

ристик для категоризации либо объяснения Сё.

Стоит помнить, что фактическая основа Кампо

и ТКМ ровно такова, как описано выше: не-

посредственно наблюдаемые факты, интуиция

и качественные показатели. Эта система пока-

жется современному западному наблюдателю

менее странной (или мистической), если он по-

думает об опыте, на котором она основана.

Поскольку диагностика Кампо во многом

интуитивна, попытки словесного описания её

системообразующих концепции крайне опас-

ны. Также ввести в заблуждение могут попыт-

ки перевода этих слов на другой язык, в данном

случае, на русский. Поэтому, несмотря на то,

что в этом разделе я хотел бы дать краткие пояс-

нения по основным системообразующим кон-

цепциям Кампо, из которых исходят Сё, не сто-

ит понимать их как строгие определения в тра-

диционном понимании западной философии.

Инь Сё – Ю Сё

– самая известная концеп-

ция не только в Кампо или ТКМ, но и в китай-

ской философии в целом, отражающие любые

противоположности (дихотомии): «мужской –

женский», «светлый – тёмный», «положитель-

ный – отрицательный», «активный -пассивный»

и т. д. По отношению к медицине это значит,

что в случае, если ответные реакции организма

пациента на его болезнь включают в себя лихо-

радку, активность или возбуждение, он в состо-

янии Ю-Сё. Напротив, если пациент реагирует

снижением температуры, вялостью или замед-

ленностью процессов в организме, то он в со-

стоянии Инь-Сё.

Дзицу-Сё – Кё-Сё

– эта дихотомия довольно

абстрактна и может переводиться как «реаль-

ное – нереальное», но, вероятно, она основана

на интуитивном противопоставлении полного

и пустого либо сильного и слабого. Таким об-

разом, если ответные реакции организма на бо-

лезнь сильны или подразумевают полную актив-

ность всех систем, пациент в состоянии Дзицу-

Сё, а если они слабые или сниженные, говорят,

что пациент в состоянии Кё-Сё.

Нэцу-Сё – Кан-Сё

– дихотомия, выведен-

ная из опыта лечения лихорадочных состояний

в древние эпохи. Если ответные реакции пациен-

та на болезнь проявляются повышением темпе-

ратуры, говорят, что пациент в состоянии Нэцу-

Сё, а если снижение температуры, то Кан-Сё.

Три категории субстанций:

Ки, Кэцу и Суй

В Кампо Сё понимают как нарушения, свя-

занные с тремя основными жизненными суб-

станциями – Ки (Ци), Кэцу и Суй. Из них ши-

роко известна Ки (Ци), понимается как базовая

энергия всех живых существ, особенно людей,

обладающих разумом, или духом. Следует под-

черкнуть, что для восточноазиатского мира ди-

хотомия между духом и телом чужда, поэтому Ки

рассматривается как единая энергия духа и тела.

В отличие от понятия Ки, Кэцу и Суй более

материальны и, возможно, гораздо сильнее на-

поминают привычные для западной медицины

концепции, соответственно, крови и телесных

жидкостей. Не имея точных знаний в области

клеточной и молекулярной физиологии, древ-

ние практики ТКМ, вероятно, считали кровь