ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
32
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (29) 2019
1. Введение
Принятые в настоящее время, и восходящие
к С. Ганеману постулаты гомеопатии (ГП) не со-
вместимы с современным естественно-научным
мировоззрением. Формальное объяснение это-
му простое – они были разработаны С. Гане-
маном в 18‑м веке, когда отсутствовали пред-
ставления об атомарно-молекулярной структуре
вещества, не были сформулированы основные
законы химии и тем более отсутствовало сколь-
ко‑нибудь ясное понимание о биохимическом
взаимодействии лекарства и человеческого ор-
ганизма.
Поэтому существует объективное противоре-
чие между:
•
отсутствием научных, по крайней мере,
в рамках существующей парадигмы, предпо-
сылок к эффективной гомеопатической тера-
пии;
•
огромным количеством эмпирически нако-
пленных фактов, свидетельствующих о тера-
певтической эффективности ГП.
В рамках марксистско-ленинского мировоз-
зрения такая ситуация называется
диалектиче-
ским противоречием
– то есть, противоречием,
существующим на определенном уровне разви-
тия научной парадигмы, и исчезающим при пе-
реходе на её более высокий уровень развития.
Таким образом, как противники, так и сторон-
ники ГП должны были бы, засучив рукава, при-
ступить, с двух разных сторон, к изучению этого
противоречия, и открыть принципиально новые
горизонты науки.
Причем горизонты эти открывались бы
в лю-
бом случае
. Безусловно, расширение научной
парадигмы, вплоть до включения в нее феноме-
нов ГП (но, разумеется, не несостоятельных ее
теоретических моделей!), привело бы к возник-
новению нового направления в «научной» меди-
цине даже и в том случае, если бы удалось науч-
но доказать, что огромный объем эмпирических
наблюдений и клинических исследований ГП
есть, в действительности, собрание артефактов,
реальное объяснение которых к ней не отно-
сится. Тогда новое объяснение этих артефак-
тов открыло бы иные научные и практические
горизонты, – не менее важные. Например,
на-
стоящую
«теорию плацебо» – в рамках которой
можно было бы лечить, не применяя медика-
ментов, разнообразные болезни не только у лю-
дей, но и у животных и растений, менять про-
должительность жизни биологических систем,
характер и способности человека. Такая «теория
плацебо» пользовалась бы большим и заслужен-
ным успехом, и среди ученых и среди простых
пользователей, и больше никто не жалел бы
об «окончательном закрытии» исчерпавшей себя
ГП. К сожалению, обе стороны воспользовались
имеющимся противоречием совсем иначе.
Сторонники ГП, для обоснования своей ис-
ключительности, неповторимости, унаследо-
ванных, преимущественно, от ее первооснова-
телей. Преимущественно, потому что собствен-
ными достижениями современные гомеопаты
похвастаться, в большинстве своем, не могут.
ГП действительно в огромной степени живет
заслугами своих первооснователей, и общее ее
мировоззрение, за прошедшее время поменя-
лось очень мало – намного меньше, чем у лю-
бой реально развивающейся научной медици-
ны. Твердое следование постулатам первоосно-
вателей в конечном счете привело гомеопатов
к сектантской позиции. Противников же ГП –
к попыткам ее насильственного закрытия. Чи-
тая труды и выступления некоторых из них не-
вольно ловишь себя на мысли о том, что не на-
учная деятельность, а, быть может, деятельность
в испанской и французской инквизиции была
предыдущим этапом их жизненного пути, лич-
ной их истории. Таким образом, вместо идилли-
ческой картины трудовых будней НИИЧАВО,
получилась существенно менее идиллическая
картина разборки между сектой «медицинских
еретиков» и «научной инквизицией».
Существует немало упрощенческих объясне-
ний происходящего, которые авторы принци-
пиально не желают анализировать, но вынужде-
ны перечислить, чтобы было понятно, о каких
именно взаимных обвинениях явно или неявно
идет речь. Так, например, представители «науч-
ной инквизиции» обвиняют гомеопатов:
•
в полной научной несостоятельности, неже-
лании, или неспособности хоть как‑то про-
анализировать достижения современной на-
уки, свидетельствующие о принципиальной
невозможности использования ГП для ле-
чения, или хотя бы диагностики пациентов,
и отказаться от гомеопатических воззрений;
•
в прямом мошенничестве, неготовности при-
знать таковыми, заведомо несостоятельные
итоги клинических гомеопатических иссле-
дований и экспериментов на животных;
•
в конечном счете, попытки «урвать» из бюд-
жета «научной» медицины определенный
финансовый поток, который в противном
случае достался бы им самим. Последний ар-
гумент вызывает понимание (но не приятие)
не только у научной инквизиции, но и у «ме-
дицинских еретиков».
В свою очередь, «медицинские еретики» об-
виняют «научную инквизицию»: