ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
28
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (29) 2019
В анализируемом документе упоминается
и закон Арндта – Шульца, при этом слово «за-
кон» приводится в кавычках: «Согласно этому
«закону», слабые раздражения пробуждают дея-
тельность живых элементов, средние – ее уси-
ливают, сильные – тормозят и очень сильные –
парализуют. Отметим, что данный «закон»
сформулирован очень вольно, не имеет веских
обоснований и, в сущности, законом не являет-
ся. Но даже если бы он был верен, то в отноше-
нии малых, а не несуществующих воздействий,
как в случае гомеопатии»
13
. Насколько можно
судить, этот закон работает для определенных
явлений, т. е. проходит «сито» Поппера в соот-
ветствии с принципом фальсификации, однако
тут же встает вопрос о «несуществующих воз-
действиях» в гомеопатии.
В гомеопатии используются разные шкалы
разведений. Начиная с определенной дозы, го-
ворят о
нулевой вероятности наличия хотя бы од-
ной молекулы действующего вещества
. Тут есть
основания опять подчеркнуть вероятностный
характер таких утверждений. А далее, раз речь
зашла о «несуществующих воздействиях», при-
ходится определять, что в данном случае про-
изошла подмена тезиса: следовало доказать,
что воздействие сверхмалыми дозами гомеопа-
тических средств имеет место или не имеет ме-
ста (в связи с законом Арндта –Шульца), а вме-
сто этого априори указывается, что воздействия
не существует; налицо т. н. порочный круг в ар-
гументации. И даже если средства отслеживания
следов вещества сегодня несовершенны, целе-
сообразно помнить, что суждение «все лебеди
белые» считалось истинным лишь до открытия
существования черных лебедей в Австралии.
Завершает Приложение №1 утверждение:
«Если гомеопаты заявляют, что никакой ин-
струментарий доказательной медицины и ника-
кие современные научные методы не позволяют
экспериментально подтвердить эффективность
гомеопатии, которая тем не менее каким‑то не-
постижимым образом «работает» у отдельных
пациентов, то такие теории автоматически по-
падают в разряд ненаучных»
14
. С одной сторо-
ны, хотелось бы узнать, кто такие эти упомяну-
тые гомеопаты, ибо подобных формулировок
от реальных, а не придуманных гомеопатов,
13 Там же.
14 О лженаучности гомеопатии. Меморандум №2 Ко-
миссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификаци-
ей научных исследований. Приложение №1. Ответы
на часто задаваемые вопросы о гомеопатии и доводы
в ее пользу [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://klnran.ru/wp-content/uploads/2017/02/m02_p1_faq.pdf (дата обращения 31.07.2019).
как‑то встречать не доводилось. С другой сто-
роны, становится в очередной раз очевидно,
что критерии научности оказываются расхожи-
ми мнениями, а не научно выверенными крите-
риями – к примеру, как у Поппера. Ненаучность
в головах тех естествоиспытателей, которые
здесь и теперь принимают решения, никоим об-
разом не связана с верифицируемостью и фаль-
сифицируемостью, но только с мнениями теку-
щего научного сообщества.
Собственно, именно об этом писал Т. Кун,
когда указывал, что раз и навсегда установлен-
ного критерия научности не существует, но в ус-
ловиях «нормальной науки» им становится со-
гласованность утверждений с господствующей
парадигмой, т. е. мнение большего количества
членов научного сообщества. Проще говоря,
«научно» то, что посчитается научным силь-
ными «мира сего» (научного), «ненаучно» то,
что таковыми не посчитается научным, поэтому
говорить об объективности и беспристрастности
в оценках данного рода не приходится. Отметим
еще раз, что это худо-бедно работает в условиях
спокойного существования парадигмы, не осо-
бенно нарушаемого до поры до времени сущест
вованием новых фактов, в нее не укладываю-
щихся, а в эпоху научной революции становится
настоящим тормозом к дальнейшему развитию
науки – в последнем случае ведущую роль игра-
ет борьба научных школ. Также не сто́ит забы-
вать, что большинством голосов истина в науке
никогда не устанавливается.
Т. Кун указывал на пять основных признаков
добротной научной теории. Это ее точность, не-
противоречивость, широкая область примене-
ния, простота и плодотворность (результатив-
ность). Но и в периоды «нормальной науки»
исследователи могут по‑разному трактовать эти
принципы и делать совершенно разные выво-
ды в отношении научности и истинности той
или иной теории.
Позитивисты и неопозитивисты, Поппер
и Кун все же стремились выделить если не пол-
ностью объективный критерий научности,
то хотя бы коллективный. А вот британский
физик, химик и постпозитивист М. Полани
выдвинул концепцию «личностного знания»,
подчеркнув значение знания неявного, «мол-
чаливого», которое получается не из теории
и книг, а путем погружения в среду и практиче-
ского действия в ней (как обучение плаванию
или языкам «с погружением»; заметим между
прочим, что таков главный путь познания, ко-
торый предлагается китайской культурой – путь
«телесного сознания», по выражению синолога
В. В. Малявина). Австрийско-американский ме-