ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
26
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (29) 2019
предложениями и проверку их истинности фак-
тами, результатами экспериментов; для филосо-
фии, логики и математики этот критерий непри-
меним, и в этом смысле утверждения данных
дисциплин в принципе не подпадают под кри-
терий научности.
В свое время введение принципа верифи-
кации было огромным шагом вперед, однако
очень скоро выяснилось, что многие теоретичес
кие положения эмпирических наук несводимы
к «протокольным предложениям», а иные про-
верить эмпирически невозможно, невозможно
пока или вообще, да и сам принцип верифика-
ции с его «протокольными предложениями»,
которые позитивисты представляли основой
знания, имеет крайне ограниченную годность,
если вообще научен, поскольку его требова-
ния не могут быть применимы к нему самому.
Тогда был введен принцип верифицируемости:
указание таких теоретически возможных усло-
вий, при которых доказывалась бы истинность
теории. Но и эта поправка недолго устраивала
методологов и положения не спасала. И в каче-
стве критерия научной осмысленности, а потом
и истинности один из самых влиятельных авто-
ритетов в сфере философского осмысления ме-
тодологии науки австро-британский философ
К. Р. Поппер вводит понятие фальсификации:
научным считается то утверждение, которое
в иных условиях оказывается опровергнутым;
однако и тут для многих утверждений невоз-
можно экспериментально организовать подоб-
ные условия. Тогда вводится понятие фальси-
фицируемости: указание условий, при которых
утверждение (теория) будет опровергнуто. Толь-
ко фальсифицируемые теории могут считаться
научными, полагал Поппер, и это мнение с ним
разделило большинство методологов. Так, те-
ории Фрейда и Адлера Поппер считал ненауч-
ными, поскольку невозможно придумать усло-
вия, при которых они бы «не работали»: такие
теории «объясняют» все, всегда и при любых
условиях, а потому непроверяемы и неопро-
вержимы, а клинические наблюдения, якобы
подтверждающие подобные теории, имеют цен-
ность не бо́льшую, чем повседневные наблюде-
ния (которые могут быть иногда правильными)
или миф. Иными словами, теория, неопровер-
жимая ни при каких условиях, даже теоретиче-
ски, является ненаучной.
Но все эти штудии с их выводами проис-
ходили, так сказать, в высших сферах, у ме-
тодологов. Массовое сознание, в т. ч. и мас-
совое сознание естествоиспытателей, отстает
как минимум на полвека: для многих акаде-
миков верификация остается единственным
и единственно верным инструментом оценки.
При этом и гомеопаты, и их противники неча-
сто вспоминают, что все выводы, полученные
в результате верификации, имеют лишь более
или менее вероятностный характер – как и все
выводы по индукции: так, наблюдение за окра-
сом перьев ворон только с вероятностью под-
твердит истинность утверждения «все вороны
черные», поскольку всех ворон на свете прона-
блюдать невозможно, и нет никакой гарантии,
что не бывает белых ворон. Самое большое ко-
личество подтверждающих теорию гомеопатии
экспериментов и наблюдений свидетельствует
лишь о степени достоверности утверждений
этой теории.
При этом достаточно одного, но вполне
правдоподобного факта, опыта или экспери-
мента, опровергающего утверждения теории,
чтобы обобщения, полученные в результате
индукции, были признаны негодными. Такое
различие в отношении тестирования научной
осмысленности и истинности теорий, разный
их «вес» называется «познавательной асим-
метричностью». То есть все яблоки Ньюто-
на, как известно, падают вниз, но достаточно
одного яблока, полетевшего вверх, как сто́
ит
если не отменять закон земного притяжения,
то по крайней мере задуматься о том, какие
иные силы тут могли воздействовать на плод.
Иными словами, пусть существует сколь угодно
большое количество исследований, подтверж-
дающих эффективность гомеопатического ле-
чения, однако «
достаточно одной таблэтки
»,
то бишь хотя бы одного эксперимента или на-
блюдения, опровергающего такую эффектив-
ность (а академики утверждают, что таких на-
блюдений существенно больше одного), чтобы
предыдущие, подтверждающие эффективность
лечения «каплями и шариками», были если
не отброшены, то подвергнуты большим сом
нениям. Что имеется в нашем случае?
Подтверждается
улучшение самочувствия па-
циента,
подтверждается
исчезновение симпто-
мов заболевания, однако что в этом случается
оценивается как «
не подтверждается
» («отсут-
ствие клинической эффективности гомеопа-
тических средств»)? Высказываются сомнения
(в связи с неизбежным влиянием субъективно-
го фактора, если не прямой ангажированности,
перерастающие в уверенность) в том, что выздо-
ровление происходит благодаря гомеопатиче-
ским средствам, но:
1) не согласно естественному ходу болезни
(после острого периода – ремиссия и/или из-
лечение);
2) не в соответствии с эффектом плацебо;