Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  53 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 53 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

53

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (12) 2015

используются и в современной комплементар-

ной медицине [32, 33].

Для лечения простуды и заболеваний суставов

в Древней Руси использовались «чепучинские

сидения». В деревянный закрытый ящик пода-

вался пар из заваренных трав. Позже эти зачат-

ки ароматерапии были использованы в русских

банях, для обеззараживания воздуха применялся

можжевеловый «дух», для обеззараживания ран

и лечения простуды использовали пихтовое и др.

эфирные масла. После крещения Руси в церквах

кадили ладаном, этот аромат, по некоторым дан-

ным, обладает антисептическими, гемостатиче-

скими и успокаивающими свойствами, полезен

при иммунодефицитных и депрессивных состо-

яниях [34]; проводили таинства елеопомазания

и миропомазания

3

во исцеление души и тела. Та-

ким образом, и ароматерапия имеет свои глубо-

кие древнерусские корни.

Христос исцелял больных и заповедал это

апостолам (Мф. 10:1; Лк. 9:2 и др.); апостолы

исцеляли во имя Христа словом, возложением

рук и помазыванием елеем, молитвой и постом,

порой с использованием вещей с тела целите-

ля, а апостол Лука сам был врачом; существу-

ют и святые, исцелявшие болящих; подражать

им было формой монашеского благочестия.

Как монастырские «лечцы» (использовавшие,

по-видимому, преимущественно терапиюи пси-

хотерапию) прославились преп. АнтонийПечер-

ский в Киеве, его ученик Агапит, вылечивший,

в частности, Владимира Мономаха, «целебник

Печерский» Дамиан, преп. Алипий-иконописец

(вероятно, лечивший заболевания глаз смесью

извести с маслом); такие же «лечцы» действо-

вали и в других древнерусских монастырях –

в Новгороде, Чернигове, Суздале, Переяславле,

об этом свидетельствуют летописи и церковные

рукописи, Устав монастырский Феодора Студи-

та (принесенный на Русь в 1065 году киево-пе-

черским игуменом Феодосием), Печерский Па-

терик. Причем, очевидно, монахи сами перево-

дили или использовали переводы с греческого,

болгарского, латыни и иных языков медицин-

ских текстов, различных «травников», «лечеб-

ников», «врачебных вертоградов», и в обхожде-

нии с болящими соблюдали определенные пра-

вила, многие из которых сегодня входят в этику

врача [35]. Очевидно, что монахи использовали

многие рецепты народной медицины, хотя лече-

3 Миро – смесь ароматных веществ, используемых в хри-

стианских церквях. В настоящее время в православной

церкви включает в себя около 40 ингредиентов. Основу

составляет елей – оливковое масло; включает белое ви-

ноградное вино, ладан, лепестки розы, фиалковый и др.

корни, розовое, гвоздичное, лимонное и др. масла.

ние у знахарей запрещалось, как и «отреченные

книги», и требовало покаяния. Настоящую во-

йну знахарству объявил Стоглав (1551 год) [36].

Н.И. Костомаров пишет, что Иван Грозный

в отчаянии прибегал к помощи и иностранных

лекарей, и знахарей, и церкви; перед самой кон-

чиной парился в бане [37].

Итак, несмотря на церковные запреты, к зна-

харям и народным методам лечения обраща-

лись даже царственные особы. Так, кажется,

Н.М. Карамзин в «Истории государства Рос-

сийского» упоминает, что один из русских царей

ездил к чухонскому колдуну. И это уж не гово-

ря о том, что массовым продолжало быть об-

ращение простого люда к ведунам и «бабкам»,

вопреки запретам сочетаясь с поисками изле-

чения от болезней разного рода у чудотворных

икон, путем «отчиток», молитв, таинства еле-

освящения и постов. Современная комплемен-

тарная медицина, следуя обязанности врача

освобождать своего пациента от боли, должна

способствовать широкому применению бо-

леутоляющих средств и методов независимо

от их принадлежности к той или иной доктрине.

Учитывая то обстоятельство, что не индийски-

ми или китайскими методами лечения едиными

здрав человек, но что корни российской ком-

плементарной медицины уходят в быт древних

славян, следует лояльнее относиться к исполь-

зованию подходов, восходящих к язычеству,

зачастую не признаваемых современной акаде-

мической наукой, но облегчающих страдания

человека от боли и заболеваний.

Литература

1. Василенко A.M. Алгология [Электрон-

ный ресурс]

http://www.medcare.ru/articles/

algology.htm

2. Хайдарова Г. Р. Боль и наслаждение [Элек-

тронный ресурс]

http://www.phil63.ru

௘/௘bol-i-

naslazhdenie

3. Хайдарова Г. Р. Феномен боли в культуре.

Автореферат на соискание ученой степени

доктора филос. наук. – СПБ, 2013.

4. Колесов В. В. Мир человека в сло-

ве Древней Руси [Электронный ресурс]

http://www.booksite.ru௘

/௘fulltext௘/௘mirv௘/௘slove௘/௘

5. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в сло-

ве. Мир человека. – СПб, 2000.

6. Отреченное чтение в России XVII-XVIII ве-

ков. Отв. редакторы А. Л. Топорков, А. А. Ту-

рилов. – М.: Индрик, 2002.

7. Этимологический словарь Фасмера [Элек-

тронный ресурс]

http://www.onlinedics.ru௘

/௘

slovar௘/௘fasmer௘/௘b௘/௘bol.html