ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
53
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
используются и в современной комплементар-
ной медицине [32, 33].
Для лечения простуды и заболеваний суставов
в Древней Руси использовались «чепучинские
сидения». В деревянный закрытый ящик пода-
вался пар из заваренных трав. Позже эти зачат-
ки ароматерапии были использованы в русских
банях, для обеззараживания воздуха применялся
можжевеловый «дух», для обеззараживания ран
и лечения простуды использовали пихтовое и др.
эфирные масла. После крещения Руси в церквах
кадили ладаном, этот аромат, по некоторым дан-
ным, обладает антисептическими, гемостатиче-
скими и успокаивающими свойствами, полезен
при иммунодефицитных и депрессивных состо-
яниях [34]; проводили таинства елеопомазания
и миропомазания
3
во исцеление души и тела. Та-
ким образом, и ароматерапия имеет свои глубо-
кие древнерусские корни.
Христос исцелял больных и заповедал это
апостолам (Мф. 10:1; Лк. 9:2 и др.); апостолы
исцеляли во имя Христа словом, возложением
рук и помазыванием елеем, молитвой и постом,
порой с использованием вещей с тела целите-
ля, а апостол Лука сам был врачом; существу-
ют и святые, исцелявшие болящих; подражать
им было формой монашеского благочестия.
Как монастырские «лечцы» (использовавшие,
по-видимому, преимущественно терапиюи пси-
хотерапию) прославились преп. АнтонийПечер-
ский в Киеве, его ученик Агапит, вылечивший,
в частности, Владимира Мономаха, «целебник
Печерский» Дамиан, преп. Алипий-иконописец
(вероятно, лечивший заболевания глаз смесью
извести с маслом); такие же «лечцы» действо-
вали и в других древнерусских монастырях –
в Новгороде, Чернигове, Суздале, Переяславле,
об этом свидетельствуют летописи и церковные
рукописи, Устав монастырский Феодора Студи-
та (принесенный на Русь в 1065 году киево-пе-
черским игуменом Феодосием), Печерский Па-
терик. Причем, очевидно, монахи сами перево-
дили или использовали переводы с греческого,
болгарского, латыни и иных языков медицин-
ских текстов, различных «травников», «лечеб-
ников», «врачебных вертоградов», и в обхожде-
нии с болящими соблюдали определенные пра-
вила, многие из которых сегодня входят в этику
врача [35]. Очевидно, что монахи использовали
многие рецепты народной медицины, хотя лече-
3 Миро – смесь ароматных веществ, используемых в хри-
стианских церквях. В настоящее время в православной
церкви включает в себя около 40 ингредиентов. Основу
составляет елей – оливковое масло; включает белое ви-
ноградное вино, ладан, лепестки розы, фиалковый и др.
корни, розовое, гвоздичное, лимонное и др. масла.
ние у знахарей запрещалось, как и «отреченные
книги», и требовало покаяния. Настоящую во-
йну знахарству объявил Стоглав (1551 год) [36].
Н.И. Костомаров пишет, что Иван Грозный
в отчаянии прибегал к помощи и иностранных
лекарей, и знахарей, и церкви; перед самой кон-
чиной парился в бане [37].
Итак, несмотря на церковные запреты, к зна-
харям и народным методам лечения обраща-
лись даже царственные особы. Так, кажется,
Н.М. Карамзин в «Истории государства Рос-
сийского» упоминает, что один из русских царей
ездил к чухонскому колдуну. И это уж не гово-
ря о том, что массовым продолжало быть об-
ращение простого люда к ведунам и «бабкам»,
вопреки запретам сочетаясь с поисками изле-
чения от болезней разного рода у чудотворных
икон, путем «отчиток», молитв, таинства еле-
освящения и постов. Современная комплемен-
тарная медицина, следуя обязанности врача
освобождать своего пациента от боли, должна
способствовать широкому применению бо-
леутоляющих средств и методов независимо
от их принадлежности к той или иной доктрине.
Учитывая то обстоятельство, что не индийски-
ми или китайскими методами лечения едиными
здрав человек, но что корни российской ком-
плементарной медицины уходят в быт древних
славян, следует лояльнее относиться к исполь-
зованию подходов, восходящих к язычеству,
зачастую не признаваемых современной акаде-
мической наукой, но облегчающих страдания
человека от боли и заболеваний.
Литература
1. Василенко A.M. Алгология [Электрон-
ный ресурс]
http://www.medcare.ru/articles/algology.htm
2. Хайдарова Г. Р. Боль и наслаждение [Элек-
тронный ресурс]
http://www.phil63.ru/bol-i-
naslazhdenie
3. Хайдарова Г. Р. Феномен боли в культуре.
Автореферат на соискание ученой степени
доктора филос. наук. – СПБ, 2013.
4. Колесов В. В. Мир человека в сло-
ве Древней Руси [Электронный ресурс]
http://www.booksite.ru/fulltext/mirv/slove/
5. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в сло-
ве. Мир человека. – СПб, 2000.
6. Отреченное чтение в России XVII-XVIII ве-
ков. Отв. редакторы А. Л. Топорков, А. А. Ту-
рилов. – М.: Индрик, 2002.
7. Этимологический словарь Фасмера [Элек-
тронный ресурс]
http://www.onlinedics.ru/
slovar/fasmer/b/bol.html