ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
51
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
3. эквивалентность (эквивалентный обмен
между агентами);
4. договорность (агенты заключают договор,
который безусловно обязателен для обеих
сторон).
Религиозная же система отношений предпо-
лагает безоговорочное вручение себя высшей
силе. Черты религиозной системы отношений:
1. односторонность (отдающий себя субъ-
ект надеется на покровительство, но оно
не обязательно);
2. отсутствие награды (причем отсутствие
награды отдающему – не основание
для разрыва отношений), отсутствие при-
нудительности (одна сторона отдает все,
а другая – высшая сила – может дать
или не дать, может отказать достойному
и дать недостойному);
3. отношения не имеют характера эквива-
лентности;
4. отношения религиозного типа – не дого-
вор, а безусловный дар.
Посему язычникимоглииодаривать духовбо-
лезни, называть боль ласково и по-семейному,
но могли и побить: и идола, который не ис-
полняет прошение, и тело человека, в которое
вселился дух боли, – возможно, то была одна
из первых разновидностей экзорцизма на Руси.
Весьма вероятно, что с этим и связано появле-
ние банных веников, которыми нещадно ко-
лотили тела болящих, стремясь изгнать недуг.
Кстати, веник в народных представлениях имел
амбивалентное значение: он мог быть атрибу-
том нечистой силы или, напротив, оберегом,
с помощью веника можно было сглазить чело-
века, заразить его тяжкими болезнями, рассо-
рить семейные пары или защитить от демонов,
вылечить. Кроме банных процедур, для лече-
ния боли при радикулите «рубили утин»: клали
больного на порог и рубили на пояснице веник,
одновременно произнося заговор. В иных слу-
чаях страдальца веником обметали, укладыва-
ли на веник, привязывали его к больному месту
и пр. Нетрудно заметить, что, не зная физиоло-
гического воздействия банных процедур и мас-
сажа, народ во многих случаях интуитивно на-
ходил верные средства, хотя сегодня известно,
что при некоторых болях, например сердечных,
баня противопоказана.
С распространением христианства бывшие
капища в сознании народа оставались куль-
товыми местами, связанными с «тем миром»,
но теперь уже с отрицательным знаком. Там го-
сподствовала не «крестная сила», а «нечистая
сила» – банник. В банях не только мылись и ле-
чились, в них гадали, рожали, посещение бани
было обязательным действом в свадебных риту-
алах [26, с. 225-226], здесь же и умирали.
Во времена языческой Руси важное место
в жизни социума занимали обряды возрастной
инициации. Исследователями эта тема практи-
чески не изучена – по-видимому, в частности
потому, что сами процедуры этих обрядов оста-
вались табуированными. Существуют попыт-
ки их реконструкции, например, по фолькло-
ру – когда сам обряд, как правило, уже исчез, –
и по аналогии с практикующимися сегодня
обрядами инициации неевропейских народов.
Наиболее известна в этом отношении работа
В. Проппа «Исторические корни волшебной
сказки» [27]. Насколько можно судить по рус-
ским волшебным сказкам, переход из социаль-
ного статуса детскости во взрослый для мальчи-
ков осуществлялся всегда в лесу или, в крайнем
случае, в зарослях кустарника – они считались
«тем светом» или дорогой на «тот свет». Семан-
тика обряда заключалась в том, что мальчик
«умирал» и, пройдя ряд тяжелых испытаний, бу-
дучи проглоченным неким чудовищем и извер-
гнутым обратно, «воскресал» как новый чело-
век, уже взрослый. Процедуры могли включать
в себя насмешки, унижения, физическое наси-
лие, ранения, испытания огнем, голодом, ли-
шением сна и пр., т. е. сопровождаться как пси-
хическим, так и физическим стрессом и болью,
которые следовало мужественно переносить,
для чего обыкновенно давались специальные
обезболивающие народные средства. В заклю-
чение обряда человек как-то маркировался
как прошедший посвящение – ему присваива-
лось новое имя, делалась татуировка. Насколько
обряды инициации были болезненны именно
в Древней Руси, судить трудно, но то, что тако-
вые обряды для мужчин в их древнейшем изво-
де всегда и везде сопровождались причинением
боли, хорошо известно.
Позже, очевидно, обряды инициации смяг-
чались: так, для княжичей он включал первую
посадку на коня, а для крестьянских детей су-
ществовали другие символические обряды пере-
хода; например, мальчику впервые давали косу
и учили косить, а девочке, дабы перейти в раз-
ряд потенциальных невест, надо было «вспрыг-
нуть в понёву».
Лечение боли знахарями включало в себя
обязательное «нашептывание» заговоров на ле-
карство, на соль, хлеб, воду. И сегодня актив-
но дебатируется тема «памяти воды», сторон-
ники которой утверждают, что молекулы воды
меняют свою структуру в зависимости от зву-
ков, случающихся рядом, в том числе музыки
и слов, от вещества, которое было растворено