ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
47
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
Правда, сегодня существуют методики,
при которых, не отказываясь от воздействия
словом, специалисты используют реальные
или воображаемые визуальные образы, – воз-
можно, в частности, потому, что ныне в культуре
доминирует визуальное; эффективнее всего эти
методики и работают у пациентов с доминиро-
ванием зрительного восприятия мира (т. н. ви-
зуальщиков). Так, в книге [11] авторы приводят
убедительные примеры того, как вера в излече-
ние, внушенная словом и образами, существен-
но продлевает жизнь их пациентов по сравне-
нию с контрольной группой или вовсе излечи-
вает их, и как негативный настрой быстро уби-
вает больных. Используемая авторами биологи-
ческая обратная связь, опирается прежде всего
на образы болезни; мысленно представляя себе
почти любым способом этот образ, следует мыс-
ленно же изгонять его из себя. Но ведь народная
медицина на Руси испокон веков как раз и ра-
ботала с образами боли, словесными (заговоры,
молитвы), визуальными и иными. Боль олице-
творяли в предмете, животном, в том числе вы-
мышленных (хтонические «волос», «червь»),
в духе, обернувшемся человеком
1
, и передавали
ее другому человеку, животному, предмету и др.,
однако с определенными признаками в описа-
ниях («На море на кияне, на острове Буяне ле-
жит камень, а в том камне заец, а в заице утка,
а в той утке… от тово еица дает свет р [абу Ва]
силию, а я, раб Гаврила, нагов [ариваю] и отго-
вариваю на соль сей… Помилуй, Господи, раба
своего Василия от при… и притчи, и от всякой
болезни, и как стрела стреляет, камень разби-
вает и дьявола убивает, так я, раб Гаврила, от-
говариваю раба Василь [я] … болезни и скорби.
Пади сия [болезнь?] на землю, а з земли на воду,
[а с воды] на бел горючь камень, а с кам [ня]
на буйныя ветры, в темныя лесы [на] сухое де-
рево, на осину, или на б [ерезу]
2
, или на колоду
на гнилую, а я от [говари] ваю по ево век, по ево
смер [ть], гробову доску» [6, с. 163-164]). Встре-
чаются и заговоры-обереги, которые переносят
боль на Христа, Деву Марию и все святые силы;
при «неправильном» состоянии – испытывая
опасность, грозящую болью, – и закликали «не-
правильно», ибо антимир требовал антиповеде-
1 Так, каженик – это человек, причина болезни которо-
го в воздействии лешего; двенадцать лихорадок, «дще-
ри Иродовы», – голые гнусные женщины с крыльями
летучих мышей, подобные несомым ими недугам; дух
оспы имеет вид лягушки, дух кори – ежа, а бес, насыла-
ющий беспричинные острые боли, назвался «притком»
[12] и пр.
2 Береза в народных поверьях славян имела амбивалент-
ное значение: она могла и приносить исцеление, и пе-
редавать порчу, болезни.
ния; просили: не ходи на меня, раба Божия имя-
рек, стрела, а пойди через Богородицу, Ивана
Предтечу, архангелов, через венец на главе Спа-
са нашего [6, c. 209]. ИСаймонты [11] подтверж-
дают: если пациент – «аудиальщик» или у него
доминируют осязательные, обонятельные, вку-
совые образы, болезнь следует представлять бо-
лее свойственным пациенту способом. Нельзя
не заметить, что и в древнерусской народной
медицине используются все эти приемы соз-
дания образа болезни и ее изгнания: визуаль-
ный, аудиальный (чтение и выслушивание за-
говоров или молитв), осязательный (надо найти
какие-то предметы, часто экзотические, и при-
коснуться к ним или взять в руки), обонятель-
ный (окуривание травами, ладаном), вкусовой
(нередко в народных рецептах рекомендуется
что-то взять в рот, под язык или на зуб, и дер-
жать эту субстанцию во рту на протяжении
определенного времени).
В то же время и сегодня, испытывая внезап-
ную и/или сильную боль, человек прибегает
к антиповедению и в слове: он бранится. Пред-
ставляется, что этот феномен – пережиточное
явление, «ушедшее» в бессознательное; и если
эвфемизмы ласкательно-уменьшительного ха-
рактера по отношению к боли сегодня из быта
исчезли, то, например, первой реакцией чело-
века, уронившего себе на ногу молоток, нередко
будет брань. Такая реакция ныне кажется (и, ви-
димо, только кажется) бессмысленной, однако
она исполнена смысла в Древней Руси: зачастую
изгоняли боль/болезнь именно оскорблениями,
вербальными и физическими. Поскольку бо-
лезнь и боль, согласно древнерусским поверьям,
вызывались нечистыми духами, позже превра-
тившимися в бесов, постольку, по принципу
«
антимир требует антиповедения
», для исцеле-
ния больного было полезно прибегать к ругани
и самой страшной брани. Сегодня существуют
некоторые исследования, подтверждающие,
что брань оказывает обезболивающий эффект
при условии, что она не является для данного
человека повседневным способом выражения
своих чувств [13].
Известен и эффект «боль против боли», при-
чем открыт он был именно народной медици-
ной. Новая сильная боль уменьшает страдания
от мучившей человека ранее. Для человека с ми-
фологическим сознанием это может называться
«изгнанием бесов», нанесением им такого вреда,
что они «уходят», искуплением через страдание,
но сегодня известен биохимический процесс,
который приводит к эффекту «алгия как анесте-
зия». Интересно, что ощущения душевной боли
снижаются при физическом стрессе, а физиче-