Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  47 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 47 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

47

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (12) 2015

Правда, сегодня существуют методики,

при которых, не отказываясь от воздействия

словом, специалисты используют реальные

или воображаемые визуальные образы, – воз-

можно, в частности, потому, что ныне в культуре

доминирует визуальное; эффективнее всего эти

методики и работают у пациентов с доминиро-

ванием зрительного восприятия мира (т. н. ви-

зуальщиков). Так, в книге [11] авторы приводят

убедительные примеры того, как вера в излече-

ние, внушенная словом и образами, существен-

но продлевает жизнь их пациентов по сравне-

нию с контрольной группой или вовсе излечи-

вает их, и как негативный настрой быстро уби-

вает больных. Используемая авторами биологи-

ческая обратная связь, опирается прежде всего

на образы болезни; мысленно представляя себе

почти любым способом этот образ, следует мыс-

ленно же изгонять его из себя. Но ведь народная

медицина на Руси испокон веков как раз и ра-

ботала с образами боли, словесными (заговоры,

молитвы), визуальными и иными. Боль олице-

творяли в предмете, животном, в том числе вы-

мышленных (хтонические «волос», «червь»),

в духе, обернувшемся человеком

1

, и передавали

ее другому человеку, животному, предмету и др.,

однако с определенными признаками в описа-

ниях («На море на кияне, на острове Буяне ле-

жит камень, а в том камне заец, а в заице утка,

а в той утке… от тово еица дает свет р [абу Ва]

силию, а я, раб Гаврила, нагов [ариваю] и отго-

вариваю на соль сей… Помилуй, Господи, раба

своего Василия от при… и притчи, и от всякой

болезни, и как стрела стреляет, камень разби-

вает и дьявола убивает, так я, раб Гаврила, от-

говариваю раба Василь [я] … болезни и скорби.

Пади сия [болезнь?] на землю, а з земли на воду,

[а с воды] на бел горючь камень, а с кам [ня]

на буйныя ветры, в темныя лесы [на] сухое де-

рево, на осину, или на б [ерезу]

2

, или на колоду

на гнилую, а я от [говари] ваю по ево век, по ево

смер [ть], гробову доску» [6, с. 163-164]). Встре-

чаются и заговоры-обереги, которые переносят

боль на Христа, Деву Марию и все святые силы;

при «неправильном» состоянии – испытывая

опасность, грозящую болью, – и закликали «не-

правильно», ибо антимир требовал антиповеде-

1 Так, каженик – это человек, причина болезни которо-

го в воздействии лешего; двенадцать лихорадок, «дще-

ри Иродовы», – голые гнусные женщины с крыльями

летучих мышей, подобные несомым ими недугам; дух

оспы имеет вид лягушки, дух кори – ежа, а бес, насыла-

ющий беспричинные острые боли, назвался «притком»

[12] и пр.

2 Береза в народных поверьях славян имела амбивалент-

ное значение: она могла и приносить исцеление, и пе-

редавать порчу, болезни.

ния; просили: не ходи на меня, раба Божия имя-

рек, стрела, а пойди через Богородицу, Ивана

Предтечу, архангелов, через венец на главе Спа-

са нашего [6, c. 209]. ИСаймонты [11] подтверж-

дают: если пациент – «аудиальщик» или у него

доминируют осязательные, обонятельные, вку-

совые образы, болезнь следует представлять бо-

лее свойственным пациенту способом. Нельзя

не заметить, что и в древнерусской народной

медицине используются все эти приемы соз-

дания образа болезни и ее изгнания: визуаль-

ный, аудиальный (чтение и выслушивание за-

говоров или молитв), осязательный (надо найти

какие-то предметы, часто экзотические, и при-

коснуться к ним или взять в руки), обонятель-

ный (окуривание травами, ладаном), вкусовой

(нередко в народных рецептах рекомендуется

что-то взять в рот, под язык или на зуб, и дер-

жать эту субстанцию во рту на протяжении

определенного времени).

В то же время и сегодня, испытывая внезап-

ную и/или сильную боль, человек прибегает

к антиповедению и в слове: он бранится. Пред-

ставляется, что этот феномен – пережиточное

явление, «ушедшее» в бессознательное; и если

эвфемизмы ласкательно-уменьшительного ха-

рактера по отношению к боли сегодня из быта

исчезли, то, например, первой реакцией чело-

века, уронившего себе на ногу молоток, нередко

будет брань. Такая реакция ныне кажется (и, ви-

димо, только кажется) бессмысленной, однако

она исполнена смысла в Древней Руси: зачастую

изгоняли боль/болезнь именно оскорблениями,

вербальными и физическими. Поскольку бо-

лезнь и боль, согласно древнерусским поверьям,

вызывались нечистыми духами, позже превра-

тившимися в бесов, постольку, по принципу

«

антимир требует антиповедения

», для исцеле-

ния больного было полезно прибегать к ругани

и самой страшной брани. Сегодня существуют

некоторые исследования, подтверждающие,

что брань оказывает обезболивающий эффект

при условии, что она не является для данного

человека повседневным способом выражения

своих чувств [13].

Известен и эффект «боль против боли», при-

чем открыт он был именно народной медици-

ной. Новая сильная боль уменьшает страдания

от мучившей человека ранее. Для человека с ми-

фологическим сознанием это может называться

«изгнанием бесов», нанесением им такого вреда,

что они «уходят», искуплением через страдание,

но сегодня известен биохимический процесс,

который приводит к эффекту «алгия как анесте-

зия». Интересно, что ощущения душевной боли

снижаются при физическом стрессе, а физиче-