Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  44 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 44 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

44

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (12) 2015

БОЛЬ И БОЛЕЗНЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ:

КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

PAIN AND DISEASE IN ANCIENT RUSSIA IN

CULTURAL AND ANTHROPOLOGICAL TERMS

Yakovleva A.M.

Резюме

Обзор посвящен архаическим отношени-

ям человека, общества и болезни, бытовавшим

в Древней Руси и основанным на мифологиче-

ских принципах сознания. Некоторые из таких

представлений существуют и сегодня, их можно

«перевести» на язык логоса и, подробно иссле-

довав, использовать в комплементарной меди-

цине.

Ключевые слова:

комплементарная медици-

на, боль, болезнь, язычество, христианство, дво-

еверие, Древняя Русь.

Abstract

The review deals with archaic relations of a per-

son, society and disease in Ancient Russia based on

mythological laws of consciousness. Some of them

function today also and can be «translated» into Log-

os language. Researched in detail they may be used

successfully in complementary medicine.

Keywords:

complementary medicine, pain, dis-

ease, paganism; Christianity, dual faith, Ancient

Russia.

Боль – неотъемлемый спутник жизни от рож-

дения до смерти. Способностью испытывать

физиологическую боль наделены даже простей-

шие, а по некоторым данным – и растения [1].

Однако существует и то, что в обиходе называют

душевной болью, – по свидетельству, напри-

мер, испытывающих тяжелую депрессию, она

стократ ужаснее, чем боль телесная. Сегодня

понятно, что всякая физическая боль, и прежде

всего хроническая, сопровождается душевным

страданием, а душевная боль зачастую – пред-

вестник или, возможно, даже причина предсто-

ящих в недалеком будущем соматических забо-

леваний.

С одной стороны, как говорили древние,

боль – «сторожевой пес здоровья», она свиде-

тельствует о неблагополучии в организме в свя-

зи с каким-то повреждающим фактором. С дру-

гой стороны, сегодня теоретически можно снять

любую боль посредством фармакологических

средств, что является второй по значимости

задачей врача после спасения жизни. Однако

выяснилось, что анальгетики и анестетики по-

давляют естественную систему противоболевых

реакций организма, что само по себе опасно.

Как отмечают социологи, в развитых странах,

складывается или уже сложилось «анестезиро-

ванное общество», т. е. социум, значимая часть

членов которого характеризуется дефицитом

индивидуального болевого опыта. Такое обще-

ство демонстрирует повышенную агрессивность

и аутоагресивность: «Потерявший собственную

боль <…> не чувствует боли другого, ибо боль

как сообщение связывает общество: передает-

ся ближнему, предостерегает, взывает к сочув-

ствию, к действию. <…> тело, искусственно убе-

реженное от боли, мстит как страхом боли, так

и бесчувствием к ней. <…> Принимая анесте-

зию, мы отказываем естественным механизмам,

теряем природное чувство и чутье, прерываем

естественную коммуникацию между психикой

и телом, нарушаем саморегуляцию организма,

расширяя пропасть между субъектом и натурой»

[2]. Кроме того, «анестезия социального поля»

своим следствием имеет повышенную тягу

к гедонизму, к удовольствиям все более много-

образным, включая патологические – садизм

и мазохизм. На протяжении практически всей

Яковлева Анна Михайловна

Кандидат философских наук

anna-yak2007@yandex.ru