ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
44
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
БОЛЬ И БОЛЕЗНЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ:
КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
PAIN AND DISEASE IN ANCIENT RUSSIA IN
CULTURAL AND ANTHROPOLOGICAL TERMS
Yakovleva A.M.
Резюме
Обзор посвящен архаическим отношени-
ям человека, общества и болезни, бытовавшим
в Древней Руси и основанным на мифологиче-
ских принципах сознания. Некоторые из таких
представлений существуют и сегодня, их можно
«перевести» на язык логоса и, подробно иссле-
довав, использовать в комплементарной меди-
цине.
Ключевые слова:
комплементарная медици-
на, боль, болезнь, язычество, христианство, дво-
еверие, Древняя Русь.
Abstract
The review deals with archaic relations of a per-
son, society and disease in Ancient Russia based on
mythological laws of consciousness. Some of them
function today also and can be «translated» into Log-
os language. Researched in detail they may be used
successfully in complementary medicine.
Keywords:
complementary medicine, pain, dis-
ease, paganism; Christianity, dual faith, Ancient
Russia.
Боль – неотъемлемый спутник жизни от рож-
дения до смерти. Способностью испытывать
физиологическую боль наделены даже простей-
шие, а по некоторым данным – и растения [1].
Однако существует и то, что в обиходе называют
душевной болью, – по свидетельству, напри-
мер, испытывающих тяжелую депрессию, она
стократ ужаснее, чем боль телесная. Сегодня
понятно, что всякая физическая боль, и прежде
всего хроническая, сопровождается душевным
страданием, а душевная боль зачастую – пред-
вестник или, возможно, даже причина предсто-
ящих в недалеком будущем соматических забо-
леваний.
С одной стороны, как говорили древние,
боль – «сторожевой пес здоровья», она свиде-
тельствует о неблагополучии в организме в свя-
зи с каким-то повреждающим фактором. С дру-
гой стороны, сегодня теоретически можно снять
любую боль посредством фармакологических
средств, что является второй по значимости
задачей врача после спасения жизни. Однако
выяснилось, что анальгетики и анестетики по-
давляют естественную систему противоболевых
реакций организма, что само по себе опасно.
Как отмечают социологи, в развитых странах,
складывается или уже сложилось «анестезиро-
ванное общество», т. е. социум, значимая часть
членов которого характеризуется дефицитом
индивидуального болевого опыта. Такое обще-
ство демонстрирует повышенную агрессивность
и аутоагресивность: «Потерявший собственную
боль <…> не чувствует боли другого, ибо боль
как сообщение связывает общество: передает-
ся ближнему, предостерегает, взывает к сочув-
ствию, к действию. <…> тело, искусственно убе-
реженное от боли, мстит как страхом боли, так
и бесчувствием к ней. <…> Принимая анесте-
зию, мы отказываем естественным механизмам,
теряем природное чувство и чутье, прерываем
естественную коммуникацию между психикой
и телом, нарушаем саморегуляцию организма,
расширяя пропасть между субъектом и натурой»
[2]. Кроме того, «анестезия социального поля»
своим следствием имеет повышенную тягу
к гедонизму, к удовольствиям все более много-
образным, включая патологические – садизм
и мазохизм. На протяжении практически всей
Яковлева Анна Михайловна
Кандидат философских наук
anna-yak2007@yandex.ru