ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
48
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
ская боль зачастую не ощущается, например,
в бою, т. е. при психологическом стрессе.
Часто считается, что наши предки воспри-
нимали боль как нечто внешнее, потому и при-
чины ее виделись вовне человека. Это резуль-
тат действий духов болезней, напавших на че-
ловека, ведьм, колдунов, сглаза; сглазить мог
не только колдун, но и простой человек с «дур-
ным глазом». Глаголы, используемые в данном
случае, свидетельствуют как раз об этом: «всту-
пило», «напала», «вскочил» и пр. Болезни мог-
ли называться по симптомам, по именам духов,
по способам насылания, по названиям живот-
ных, насекомых. Им также давались названия-
эвфемизмы: «добруха», «тихонький», «смирен-
чик», «оспица», «божье», «князь», «мать», «своя»
и др. [14, c. 225]. Последний случай представляет
особый интерес. Обычно исследователи пишут,
что таким образом «задабривали» нечистых,
причину недуга. Но это – взгляд современного
человека: предполагается, что учтивость, ласка,
родственность в назывании/обращении – за-
лог такого же отношения и к тебе. Но если пом-
нить принцип инвокации, которая вызывает
само явление, картина будет выглядеть иначе.
Тут – не торг и не лицемерные комплименты,
тут – применение принципа древнего жесткого
детерминизма: назовешь боль/болезнь почти-
тельно, нежно, по-свойски – и волей-неволей
станет она хорошим самочувствием и здоровьем
даже вопреки воле могущественной злой силы.
При боли рука как бы сама тянется к больному
месту, поглаживая и потирая его. Поглаживания
тоже выглядят как выражение почтительного
отношения, хотя сегодня известен физиологи-
ческий механизм этого действия.
Духи боли/болезней выступают в самом раз-
ном виде: антропоморфном (чаще – женском,
например цыганки; чужеземца или просто не-
знакомого человека), зооморфном, в форме
природных явлений (пар, туман, мгла, дым,
облако) – или могут быть вообще невидимыми
(«навь») [14, c. 225-226]. Существует свидетель-
ство летописи о нашествии навий на Полоцкое
княжество в 1092 году: «В лето 6600. Предивьно
бысть чюдо Полотьсце, в мьчте: бывъши ночи,
тутън (топот) станяше, по улици яко человеци
рищуще беси. Аще къто вылезяше ис хороми-
ны, хотя видети, абие уязвен будяше невидимо
от бесов язвою и с того умираху. И не смеяху из-
лазит ис хором. По семь же начата в дьне явля-
тися на коних и не бе их видети самех, но конь
их видети копыта. И тако уязвляху люди полоть-
скыя и его область. Тем и человеци глаголаху яко
навие биютъ полочаны» [цит. по: 15]. В переводе
на современный язык это описание распростра-
нения эпидемии; болезнетворные организмы
невидимы невооруженным взглядом, однако
могут передаваться воздушно-капельным пу-
тем, а также через предметы, от животных; эпи-
демиологическую ситуацию могут существенно
менять миграции населения, которые в Древней
Руси были обычным делом.
Однако некоторые исследователи полагают,
что жители Древней Руси признавали и вну-
тренние причины боли/болезни. Духи болез-
ней, сопровождавшихся болями, осаждали лю-
дей и снаружи, и изнутри: «В дохристианский
период, а позднее в агиографических, нрав-
ственно-дидактических и медицинских текстах,
были распространены представления о потен-
циальном присутствии в организме человека
хтонических существ, которые активизируются
в период протекания болезни, что стало причи-
ной ассоциирования болезней с зооморфными
существами (черви, змеи, «дно», «волос» и пр.)»
[16]. И тут возможен перевод на язык современ-
ной медицины: речь может идти о внутренних,
неинфекционных заболеваниях, объясняемых
с единственно тогда возможной мифологиче-
ской точки зрения. Однако примечательно,
что как бы ни назывались причины боли – «на-
вьями» или вирусами, «дном» или, положим,
онкологическим заболеваниями, – и сегодня,
и в глубокой древности существовало подразде-
ление их на внутренние и внешние.
Где же обитали боль/болезни? Практически
везде: «на краю света, где земля сходится с не-
бом, за морем; вблизи источников, у воды; в бо-
лотистых местах, прудах, колодцах; в пустых
местах, в темных лесах, колючих кустарниках;
вблизи старых деревьев; проникают в дом, в не-
закрытые сосуды и там живут. Могут поселяться
в человеке навсегда» [14, с. 226], превращаться
во что угодно, становиться невидимыми или во-
обще исчезать. От них не спасают даже часовни
и церкви. Более того, заброшенные церкви – из-
любленное место обитания нечистой силы.
И здесь наши далекие предки были правы.
Если «край света» они понимали как границу
между «этим светом» и «тем» (а всякая граница,
тем более такая, чрезвычайно опасна), как да-
лекие страны, куда ходили воевать или путе-
шествовали, то понятно, что там они встреча-
лись с новыми, не известными в родной мест-
ности болезнями. Болотистые места известны
постоянной сыростью и нехваткой кислорода,
там легко подхватить туляремию, глистные и др.
заболевания. В «темных лесах» могут водиться
насекомые – переносчики инфекций, опасных
для человека, животные, зараженные бешен-
ством и т. п. Заброшенные помещения часто бо-