Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  48 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 48 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

48

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (12) 2015

ская боль зачастую не ощущается, например,

в бою, т. е. при психологическом стрессе.

Часто считается, что наши предки воспри-

нимали боль как нечто внешнее, потому и при-

чины ее виделись вовне человека. Это резуль-

тат действий духов болезней, напавших на че-

ловека, ведьм, колдунов, сглаза; сглазить мог

не только колдун, но и простой человек с «дур-

ным глазом». Глаголы, используемые в данном

случае, свидетельствуют как раз об этом: «всту-

пило», «напала», «вскочил» и пр. Болезни мог-

ли называться по симптомам, по именам духов,

по способам насылания, по названиям живот-

ных, насекомых. Им также давались названия-

эвфемизмы: «добруха», «тихонький», «смирен-

чик», «оспица», «божье», «князь», «мать», «своя»

и др. [14, c. 225]. Последний случай представляет

особый интерес. Обычно исследователи пишут,

что таким образом «задабривали» нечистых,

причину недуга. Но это – взгляд современного

человека: предполагается, что учтивость, ласка,

родственность в назывании/обращении – за-

лог такого же отношения и к тебе. Но если пом-

нить принцип инвокации, которая вызывает

само явление, картина будет выглядеть иначе.

Тут – не торг и не лицемерные комплименты,

тут – применение принципа древнего жесткого

детерминизма: назовешь боль/болезнь почти-

тельно, нежно, по-свойски – и волей-неволей

станет она хорошим самочувствием и здоровьем

даже вопреки воле могущественной злой силы.

При боли рука как бы сама тянется к больному

месту, поглаживая и потирая его. Поглаживания

тоже выглядят как выражение почтительного

отношения, хотя сегодня известен физиологи-

ческий механизм этого действия.

Духи боли/болезней выступают в самом раз-

ном виде: антропоморфном (чаще – женском,

например цыганки; чужеземца или просто не-

знакомого человека), зооморфном, в форме

природных явлений (пар, туман, мгла, дым,

облако) – или могут быть вообще невидимыми

(«навь») [14, c. 225-226]. Существует свидетель-

ство летописи о нашествии навий на Полоцкое

княжество в 1092 году: «В лето 6600. Предивьно

бысть чюдо Полотьсце, в мьчте: бывъши ночи,

тутън (топот) станяше, по улици яко человеци

рищуще беси. Аще къто вылезяше ис хороми-

ны, хотя видети, абие уязвен будяше невидимо

от бесов язвою и с того умираху. И не смеяху из-

лазит ис хором. По семь же начата в дьне явля-

тися на коних и не бе их видети самех, но конь

их видети копыта. И тако уязвляху люди полоть-

скыя и его область. Тем и человеци глаголаху яко

навие биютъ полочаны» [цит. по: 15]. В переводе

на современный язык это описание распростра-

нения эпидемии; болезнетворные организмы

невидимы невооруженным взглядом, однако

могут передаваться воздушно-капельным пу-

тем, а также через предметы, от животных; эпи-

демиологическую ситуацию могут существенно

менять миграции населения, которые в Древней

Руси были обычным делом.

Однако некоторые исследователи полагают,

что жители Древней Руси признавали и вну-

тренние причины боли/болезни. Духи болез-

ней, сопровождавшихся болями, осаждали лю-

дей и снаружи, и изнутри: «В дохристианский

период, а позднее в агиографических, нрав-

ственно-дидактических и медицинских текстах,

были распространены представления о потен-

циальном присутствии в организме человека

хтонических существ, которые активизируются

в период протекания болезни, что стало причи-

ной ассоциирования болезней с зооморфными

существами (черви, змеи, «дно», «волос» и пр.)»

[16]. И тут возможен перевод на язык современ-

ной медицины: речь может идти о внутренних,

неинфекционных заболеваниях, объясняемых

с единственно тогда возможной мифологиче-

ской точки зрения. Однако примечательно,

что как бы ни назывались причины боли – «на-

вьями» или вирусами, «дном» или, положим,

онкологическим заболеваниями, – и сегодня,

и в глубокой древности существовало подразде-

ление их на внутренние и внешние.

Где же обитали боль/болезни? Практически

везде: «на краю света, где земля сходится с не-

бом, за морем; вблизи источников, у воды; в бо-

лотистых местах, прудах, колодцах; в пустых

местах, в темных лесах, колючих кустарниках;

вблизи старых деревьев; проникают в дом, в не-

закрытые сосуды и там живут. Могут поселяться

в человеке навсегда» [14, с. 226], превращаться

во что угодно, становиться невидимыми или во-

обще исчезать. От них не спасают даже часовни

и церкви. Более того, заброшенные церкви – из-

любленное место обитания нечистой силы.

И здесь наши далекие предки были правы.

Если «край света» они понимали как границу

между «этим светом» и «тем» (а всякая граница,

тем более такая, чрезвычайно опасна), как да-

лекие страны, куда ходили воевать или путе-

шествовали, то понятно, что там они встреча-

лись с новыми, не известными в родной мест-

ности болезнями. Болотистые места известны

постоянной сыростью и нехваткой кислорода,

там легко подхватить туляремию, глистные и др.

заболевания. В «темных лесах» могут водиться

насекомые – переносчики инфекций, опасных

для человека, животные, зараженные бешен-

ством и т. п. Заброшенные помещения часто бо-