Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  49 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 49 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

49

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (12) 2015

гаты плесенью, вредной для дыхательной систе-

мы людей, не говоря уже об опасности возмож-

ного скопления вредных газов или обрушения.

Некоторыеисследователиполагают, что толь-

ко болезни в восприятии населения Древней

Руси являлись акторами, субъектами действия;

сам человек, испытывающий боль, высту-

пал лишь объектом нападения нечистых духов

или их активизации изнутри, но никак не субъ-

ектом. С ним все только случается, как с героя-

ми греческого авантюрного романа. Однако бо-

лее пристальное вглядывание в старинные тек-

сты убеждает в обратном. Боль для страдальца

имела свои причины и смысл. Она оказывалась

наказанием за нарушения отношений с духа-

ми – за произнесение их настоящего, табуиро-

ванного имени, за неуважительное отношение

к домовому, за вторжение на священную тер-

риторию, за определенные виды работ в опре-

деленные дни, за непочитание и оскорбление

духов природы, поскольку при господстве ани-

мизма были святы Мать Сыра Земля, Солнце,

Луна и т. п. Человек нес ответственность и за не-

осторожный прием пищи и питья, за небреж-

ность в охранении своего тела, поскольку злов-

редные духи, обратившись в насекомое или чер-

вя, могли проникнуть в тело человека, укусить

или прикоснуться к нему, отчего он и заболевал.

Позже, с массовым распространением христи-

анства, боль/болезнь стала считаться и нака-

занием Господним за грехи, и испытанием –

или происками дьявола по попущению Всевыш-

него. «Физические болезни в древнерусском

обществе всегда рассматривались как ступени

к будущему духовному выздоровлению и Спа-

сению. <…> Безусловно дьявольскими заболе-

ваниями, не способствовавшими нравственно-

му совершенству человека, считались пьянство

и различные психические расстройства» [16, 17].

Эти представления соответствуют современным

сведениям о том, что, здоровье человека на 50%

зависит от его образа жизни [18].

Таким образом, следование нормам обще-

ства (каковы бы они ни были), в котором живет

человек, является основным фактором, обеспе-

чивающим его здоровье. Даже если эти нормы

с точки зрения современных представлений

здоровью способствовать не должны и даже мо-

гут наносить вред, для здоровья древнего русича

было особенно важно исполнять общепринятые

нормы: он не мыслил себя вне общины и космо-

са, включавшие в качестве базовых составных

частей определенные нормы и запреты, а изгна-

ние из социума практически означало смерть,

если не физическую, то социальную, т. е. в лю-

бом случае – мощнейший стресс. Кстати, в экс-

перименте было показано, что верующие лучше

справляются с болью, чем атеисты [19]. В ука-

занном источнике речь идет о католиках, одна-

ко можно предположить, что такой же эффект

имеет всякая религиозная вера.

Ряд исследователей считает, что в Древ-

ней Руси не было представления о человеке

как целостности [4]. Однако согласиться с этим

утверждением трудно. Именно в эпоху средне-

вековой Руси человек представлялся как «ма-

лый мир», в котором связаны все его элемен-

ты, и сам он связан с миром и всей тварью [20].

С распространением христианства идея чело-

века как существа, созданного по образу и по-

добию Божию, встречается в источниках все

чаще. Согласно православному вероучению,

вследствие грехопадения он лишился подобия

Божьего, но и в самом последнем человеке об-

раз Божий сохраняется. Поскольку христиан-

ство пришло на Русь в византийском варианте,

постольку было перенято и аскетичное отноше-

ние к боли/болезни. Боль и страдание твари –

всеобщий закон. Мучаются от них и праведные

люди, и нечестивые, бедные и богатые. Сам апо-

стол Павел имел какое-то мучительное «жало

в плоть», от которого Господь не захотел его из-

бавить (2 Кор. 12:7–9), что многими толковате-

лями трактуется как некая болезнь. И, конечно,

пример страданий Иисуса Христа и Богоматери

для верующих были высшими образцами. Они

использовались как аргументы для утвержде-

ний, что мир погряз во грехе, а страдания сле-

дует переносить стойко, терпеливо, не унывать

и более того – радоваться в страданиях (Рим.

5:3); дозволено жаловаться и взывать к Богу.

Для чего же Всемилостивейший допускает, что-

бы тварь страдала от боли? В библейских текстах

есть разные ответы: боль – это наказание за гре-

хи; испытание; демонстрация Его воли; науче-

ние терпению и смирению, очищение; приве-

дение к покаянию; воспитание любви. Господь

поддерживает болящих, Он утешает их во всех

скорбях. Верующие должны молиться о недугу-

ющих, утешать их, разделять их боль, ободрять

и оказывать помощь [21].

Известно, что у людей, испытывающих хро-

нические боли, портится характер. Таким обра-

зом, как может показаться, полезные функции

боли, отмечаемые в христианстве, например

воспитание любви, не подтверждаются практи-

кой. Однако если обращаться не к частным при-

мерам, а к целому, то сегодня стало понятно,

что, как уже отмечалось, «анестезированное об-

щество» деградирует, в нем расцветают эгоизм,

поразительными темпами уменьшается способ-

ность к состраданию, одновременно увеличива-