ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
49
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
гаты плесенью, вредной для дыхательной систе-
мы людей, не говоря уже об опасности возмож-
ного скопления вредных газов или обрушения.
Некоторыеисследователиполагают, что толь-
ко болезни в восприятии населения Древней
Руси являлись акторами, субъектами действия;
сам человек, испытывающий боль, высту-
пал лишь объектом нападения нечистых духов
или их активизации изнутри, но никак не субъ-
ектом. С ним все только случается, как с героя-
ми греческого авантюрного романа. Однако бо-
лее пристальное вглядывание в старинные тек-
сты убеждает в обратном. Боль для страдальца
имела свои причины и смысл. Она оказывалась
наказанием за нарушения отношений с духа-
ми – за произнесение их настоящего, табуиро-
ванного имени, за неуважительное отношение
к домовому, за вторжение на священную тер-
риторию, за определенные виды работ в опре-
деленные дни, за непочитание и оскорбление
духов природы, поскольку при господстве ани-
мизма были святы Мать Сыра Земля, Солнце,
Луна и т. п. Человек нес ответственность и за не-
осторожный прием пищи и питья, за небреж-
ность в охранении своего тела, поскольку злов-
редные духи, обратившись в насекомое или чер-
вя, могли проникнуть в тело человека, укусить
или прикоснуться к нему, отчего он и заболевал.
Позже, с массовым распространением христи-
анства, боль/болезнь стала считаться и нака-
занием Господним за грехи, и испытанием –
или происками дьявола по попущению Всевыш-
него. «Физические болезни в древнерусском
обществе всегда рассматривались как ступени
к будущему духовному выздоровлению и Спа-
сению. <…> Безусловно дьявольскими заболе-
ваниями, не способствовавшими нравственно-
му совершенству человека, считались пьянство
и различные психические расстройства» [16, 17].
Эти представления соответствуют современным
сведениям о том, что, здоровье человека на 50%
зависит от его образа жизни [18].
Таким образом, следование нормам обще-
ства (каковы бы они ни были), в котором живет
человек, является основным фактором, обеспе-
чивающим его здоровье. Даже если эти нормы
с точки зрения современных представлений
здоровью способствовать не должны и даже мо-
гут наносить вред, для здоровья древнего русича
было особенно важно исполнять общепринятые
нормы: он не мыслил себя вне общины и космо-
са, включавшие в качестве базовых составных
частей определенные нормы и запреты, а изгна-
ние из социума практически означало смерть,
если не физическую, то социальную, т. е. в лю-
бом случае – мощнейший стресс. Кстати, в экс-
перименте было показано, что верующие лучше
справляются с болью, чем атеисты [19]. В ука-
занном источнике речь идет о католиках, одна-
ко можно предположить, что такой же эффект
имеет всякая религиозная вера.
Ряд исследователей считает, что в Древ-
ней Руси не было представления о человеке
как целостности [4]. Однако согласиться с этим
утверждением трудно. Именно в эпоху средне-
вековой Руси человек представлялся как «ма-
лый мир», в котором связаны все его элемен-
ты, и сам он связан с миром и всей тварью [20].
С распространением христианства идея чело-
века как существа, созданного по образу и по-
добию Божию, встречается в источниках все
чаще. Согласно православному вероучению,
вследствие грехопадения он лишился подобия
Божьего, но и в самом последнем человеке об-
раз Божий сохраняется. Поскольку христиан-
ство пришло на Русь в византийском варианте,
постольку было перенято и аскетичное отноше-
ние к боли/болезни. Боль и страдание твари –
всеобщий закон. Мучаются от них и праведные
люди, и нечестивые, бедные и богатые. Сам апо-
стол Павел имел какое-то мучительное «жало
в плоть», от которого Господь не захотел его из-
бавить (2 Кор. 12:7–9), что многими толковате-
лями трактуется как некая болезнь. И, конечно,
пример страданий Иисуса Христа и Богоматери
для верующих были высшими образцами. Они
использовались как аргументы для утвержде-
ний, что мир погряз во грехе, а страдания сле-
дует переносить стойко, терпеливо, не унывать
и более того – радоваться в страданиях (Рим.
5:3); дозволено жаловаться и взывать к Богу.
Для чего же Всемилостивейший допускает, что-
бы тварь страдала от боли? В библейских текстах
есть разные ответы: боль – это наказание за гре-
хи; испытание; демонстрация Его воли; науче-
ние терпению и смирению, очищение; приве-
дение к покаянию; воспитание любви. Господь
поддерживает болящих, Он утешает их во всех
скорбях. Верующие должны молиться о недугу-
ющих, утешать их, разделять их боль, ободрять
и оказывать помощь [21].
Известно, что у людей, испытывающих хро-
нические боли, портится характер. Таким обра-
зом, как может показаться, полезные функции
боли, отмечаемые в христианстве, например
воспитание любви, не подтверждаются практи-
кой. Однако если обращаться не к частным при-
мерам, а к целому, то сегодня стало понятно,
что, как уже отмечалось, «анестезированное об-
щество» деградирует, в нем расцветают эгоизм,
поразительными темпами уменьшается способ-
ность к состраданию, одновременно увеличива-