ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
50
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
ется количество фобий, в частности страх боли,
и т. д. Судить о том, являлось ли в языческой
Руси сострадание ведущим мотивом в отноше-
ниях с болящим, достаточно сложно, поскольку
тут мало материала. В отличие от информации
о чудовищной жестокости, царившей, как ка-
жется, повсюду. И все же следует напомнить,
что в Древней Руси поклонялись Матери Сырой
Земле, воспринимавшейся как женское и мате-
ринское, а следовательно, и как сострадатель-
ное начало, что потом нашло отзвук в концеп-
циях В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флорен-
ского и других русских религиозных философов,
писавших о Софии. В «Слове о полку Игореве»
(XII век), где языческие мотивы явно сильнее
христианских, упоминаются древнеславянские
образы плакальщиц:
«О, далече зайде сокол, птиц бья – к морю!
А игорева храбраго плъку не кресити…
За ним кликну Карна и Жля поскочи по Ру-
ской земли
Смагу людем мычючи в пламяне розе.
Жены руския въсплакашась…
Кара – плач по умершим. <…> Карна, оче-
видно, плакальщица, вопленица (греч. kariny),
специалистка по ритуальным причитаниям.
В «Слове о полку Игореве» ее действие – клик-
нуть.
Жля, Желя (Жьля) – олицетворение печали
и тоски. В поэме она сжигает, душит горечью
жара-смаги, который она извергает из огненно-
го рога. Образ взят, вероятно, из византийской
военной техники: греки из больших труб мета-
ли огонь на русские корабли и тем сжигали их;
эти огнеметные трубы, изображаемые на ми-
ниатюрах, и являются, очевидно, прообразом
«пламенного рога», с помощью которого богиня
печали сеяла тоску по Руси» [22].
Уже очень поздно, в 1735 году, зафиксирован
лечебный заговор, характерный своим двоеве-
рием, в котором человек просит, наряду со свя-
тыми, архангелом и ангелами, Мать Сыру Зем-
лю простить его, очевидно надеясь на ее состра-
дание: «Кузма и Демьян, Михайла архангел, Ти-
хон преподобной, ангелы святые честные, засту-
пите за нас, за грешных, и простите! Мое лиша
приговорье, а ваша Божия сила, ни от зыву бы,
ни от рыгу болезни не было, по мое виданье
и по мое слыханье, по смерть, по гроб, по мою
и по ево. Прости нас, Мать Сыра Земля, мы хо-
дили и согрешили, али не наместно (?) нашли,
прости нас, грешных, и по всяк день, и по всяк
час» [6, с. 134]. Поскольку со временем Мать
Сыра Земля в народном сознании отождествля-
лась с Богородицей, постольку и образ послед-
ней в сравнении с византийской традицией, где
она часто изображалась властной суровой жен-
щиной, на Руси потеплел и обрел черты главной
Заступницы, страдающей и сострадающей всем
людям.
Боль/болезнь как антимир требует, согласно
мифологическому сознанию, антиповедения,
поэтому их часто «изгоняли» в «нечистом» ме-
сте – в бане – и «нечистыми» средствами – ка-
лом, мочой. Иностранцы изумлялись русской
бане и часто приходили от нее в ужас. «У русских
во всей (их) стране всего (-навсего) три доктора;
лечат они ото всех болезней, и прибегают к ним
все, как больные, так и здоровые: первый док-
тор – это (русская) баня <…>, второй – водка
<…> и третий – чеснок» [23]. Эти наблюдения
относятся уже к Новому времени, однако бан-
ные традиции на Руси гораздо древнее. Слово
«баня» появляется в письменных источниках
Руси в XI веке, встречаются и синонимы (мыль-
ня и др.). В «Повести временных лет» (начало
XII века) излагается рассказ Андрея Первозван-
ного о русской бане: «Диво видел я в Славянской
земле на пути своем сюда. Видел бани деревян-
ные, и натопят их сильно, и разденутся и будут
наги, и обольются квасом кожевенным, и под-
нимут на себя прутья молодые и бьют себя сами,
и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть жи-
вые, и обольются водою студеною, и только так
оживут. И творят это постоянно, никем же не му-
чимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье
себе, а не мученье» [17]. И даже сегодня пишут:
«Парилка в русской бане – это нечто вроде сред-
невековой камеры пыток. <…> Там (в мыльне. –
А. Я
.) он омывается <…> и переходит в более про-
хладную раздевалку <…>. И здесь, завернувшись
в простыню, он может насладиться кружкой пива
и обсудить последние политические события
с подобными ему мазохистами. Спустя некото-
рое время он оденется <…>. Его красное распа-
ренное лицо будет при этом сиять от наслажде-
ния и удовлетворения» [24].
Есть веские основания полагать, что такие
постройки, как кузница, овин или баня изна-
чально были языческими капищами. Отноше-
ния язычников с духами, которым они поклоня-
лись, принципиально отличались от отношения
к Богу в монотеистических религиях. По Лотма-
ну [25], магическая система отношений предпо-
лагает:
1. взаимность (оба агента – колдун и высшая
сила – являются действователями);
2. принудительность (определенные дей-
ствия одной стороны обязательно влекут
за собой точно известные действия дру-
гой, и колдун может заставить действовать
высшую силу даже вопреки ее воле);