Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  50 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 50 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

50

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (12) 2015

ется количество фобий, в частности страх боли,

и т. д. Судить о том, являлось ли в языческой

Руси сострадание ведущим мотивом в отноше-

ниях с болящим, достаточно сложно, поскольку

тут мало материала. В отличие от информации

о чудовищной жестокости, царившей, как ка-

жется, повсюду. И все же следует напомнить,

что в Древней Руси поклонялись Матери Сырой

Земле, воспринимавшейся как женское и мате-

ринское, а следовательно, и как сострадатель-

ное начало, что потом нашло отзвук в концеп-

циях В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флорен-

ского и других русских религиозных философов,

писавших о Софии. В «Слове о полку Игореве»

(XII век), где языческие мотивы явно сильнее

христианских, упоминаются древнеславянские

образы плакальщиц:

«О, далече зайде сокол, птиц бья – к морю!

А игорева храбраго плъку не кресити…

За ним кликну Карна и Жля поскочи по Ру-

ской земли

Смагу людем мычючи в пламяне розе.

Жены руския въсплакашась…

Кара – плач по умершим. <…> Карна, оче-

видно, плакальщица, вопленица (греч. kariny),

специалистка по ритуальным причитаниям.

В «Слове о полку Игореве» ее действие – клик-

нуть.

Жля, Желя (Жьля) – олицетворение печали

и тоски. В поэме она сжигает, душит горечью

жара-смаги, который она извергает из огненно-

го рога. Образ взят, вероятно, из византийской

военной техники: греки из больших труб мета-

ли огонь на русские корабли и тем сжигали их;

эти огнеметные трубы, изображаемые на ми-

ниатюрах, и являются, очевидно, прообразом

«пламенного рога», с помощью которого богиня

печали сеяла тоску по Руси» [22].

Уже очень поздно, в 1735 году, зафиксирован

лечебный заговор, характерный своим двоеве-

рием, в котором человек просит, наряду со свя-

тыми, архангелом и ангелами, Мать Сыру Зем-

лю простить его, очевидно надеясь на ее состра-

дание: «Кузма и Демьян, Михайла архангел, Ти-

хон преподобной, ангелы святые честные, засту-

пите за нас, за грешных, и простите! Мое лиша

приговорье, а ваша Божия сила, ни от зыву бы,

ни от рыгу болезни не было, по мое виданье

и по мое слыханье, по смерть, по гроб, по мою

и по ево. Прости нас, Мать Сыра Земля, мы хо-

дили и согрешили, али не наместно (?) нашли,

прости нас, грешных, и по всяк день, и по всяк

час» [6, с. 134]. Поскольку со временем Мать

Сыра Земля в народном сознании отождествля-

лась с Богородицей, постольку и образ послед-

ней в сравнении с византийской традицией, где

она часто изображалась властной суровой жен-

щиной, на Руси потеплел и обрел черты главной

Заступницы, страдающей и сострадающей всем

людям.

Боль/болезнь как антимир требует, согласно

мифологическому сознанию, антиповедения,

поэтому их часто «изгоняли» в «нечистом» ме-

сте – в бане – и «нечистыми» средствами – ка-

лом, мочой. Иностранцы изумлялись русской

бане и часто приходили от нее в ужас. «У русских

во всей (их) стране всего (-навсего) три доктора;

лечат они ото всех болезней, и прибегают к ним

все, как больные, так и здоровые: первый док-

тор – это (русская) баня <…>, второй – водка

<…> и третий – чеснок» [23]. Эти наблюдения

относятся уже к Новому времени, однако бан-

ные традиции на Руси гораздо древнее. Слово

«баня» появляется в письменных источниках

Руси в XI веке, встречаются и синонимы (мыль-

ня и др.). В «Повести временных лет» (начало

XII века) излагается рассказ Андрея Первозван-

ного о русской бане: «Диво видел я в Славянской

земле на пути своем сюда. Видел бани деревян-

ные, и натопят их сильно, и разденутся и будут

наги, и обольются квасом кожевенным, и под-

нимут на себя прутья молодые и бьют себя сами,

и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть жи-

вые, и обольются водою студеною, и только так

оживут. И творят это постоянно, никем же не му-

чимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье

себе, а не мученье» [17]. И даже сегодня пишут:

«Парилка в русской бане – это нечто вроде сред-

невековой камеры пыток. <…> Там (в мыльне. –

А. Я

.) он омывается <…> и переходит в более про-

хладную раздевалку <…>. И здесь, завернувшись

в простыню, он может насладиться кружкой пива

и обсудить последние политические события

с подобными ему мазохистами. Спустя некото-

рое время он оденется <…>. Его красное распа-

ренное лицо будет при этом сиять от наслажде-

ния и удовлетворения» [24].

Есть веские основания полагать, что такие

постройки, как кузница, овин или баня изна-

чально были языческими капищами. Отноше-

ния язычников с духами, которым они поклоня-

лись, принципиально отличались от отношения

к Богу в монотеистических религиях. По Лотма-

ну [25], магическая система отношений предпо-

лагает:

1. взаимность (оба агента – колдун и высшая

сила – являются действователями);

2. принудительность (определенные дей-

ствия одной стороны обязательно влекут

за собой точно известные действия дру-

гой, и колдун может заставить действовать

высшую силу даже вопреки ее воле);