ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
52
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
в воде, а затем удалено. Причем адепты этой
теории демонстрируют, насколько живительна
вода, над которой звучала классическая музыка
или добрые слова (на почве, политой этой водой,
всхожесть семян, например, существенно боль-
ше, чем на контрольном участке), и насколько
губительна та, около которой играли тяжелый
рок или бранились. Официальная медицина,
как правило, скептически относится к этим дан-
ным, но споры и эксперименты продолжаются.
В представлениях древневосточных славян
вода, как и многие предметы, имела амбива-
лентное значение. С одной стороны она – ис-
точник жизни, одна из основных стихий при-
роды, с другой – дорога на «тот свет», «порог»
между «тем светом» и «этим», в ней обитают во-
дяные, русалки, она вообще опасна. Поэтому ей
поклонялись, реку «кормили», приносили дары
священным родникам, считали воду лечебным
средством и одновременно ее боялись, идя ку-
паться, крестились и проговаривали заклятие-
оберег. Была широко распространена вера в то,
что душа покойника может уходить в воду, по-
тому всю воду в доме, которая была там во вре-
мя агонии человека и пребывания покойника,
после выноса умершего следовало вылить, дабы
никто ее не выпил. Согласно поверьям, губи-
тельна вода, в которой обмывали новорожден-
ного, больного, покойника. В фольклоре из-
вестна «живая» и «мертвая» вода. Особенно це-
лебной считалась богоявленская вода, которую
пили при всякой болезни или протирали ею
больное место [28, с. 96-98].
Соль также была связана с огромным коли-
чеством обрядов и верований и использовалась
в лечебных целях, но и для нанесения вреда не-
доброжелателям. Так, широко известны форму-
лы типа: «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы,
горшок промеж щек» [29, с. 364]. Особенно це-
нилась т. н. «четверговая соль», которую заго-
тавливали в Страстной четверг. С. Герберштейн
сообщал, что государь посылал со своего стола
гостям хлеб и соль: хлебом, по мнению Гербер-
штейна, выражалась милость к гостю, солью –
любовь [29, c. 264-265]. Соль использовали
и в любовной магии, и для лечения самых раз-
нообразных болей/болезней. Как известно, со-
левые растворы широко применяются в совре-
менной бальнеологии.
Хлеб – один из самых почитаемых видов са-
крализованной пищи у древних славян. Он – дар
Земли, дар Господа, и он же – живое существо.
Выпечка хлеба обставлялась целым рядом за-
претов, как и вкушение его, относились к хлебу
и даже его крошкам как к средству, обеспечива-
ющему богатство, благополучие, счастье, пото-
му так широко он присутствовал в обрядах рож-
дения, свадьбы и похорон (как дань предкам).
Хлеб – оберег, он использовался и для лечения
[30, c. 384-387]. До сего дня дошли рекоменда-
ции по лечению боли хлебами разного вида,
свежими или подсушенными, съедаемыми вме-
сте с другими видами пищи или отдельно, в виде
компрессов или масок.
Пчёлоужаливанием пользовали еще Ивана
Грозного. Мёд у славян имел огромное ритуаль-
ное значение и во времена язычества, и позже,
поскольку наделялся также свойствами хри-
стианского символизма. Он считался символом
бессмертия, плодородия, счастья, здоровья и ис-
пользовался в родильных, свадебных, похорон-
ных обрядах, а также как апотропей (талисман,
оберег), в том числе в связи с болезнями, и не-
посредственно в народной медицине при чте-
нии заговоров, для лечения горла, желудка, ран,
ожогов, волос и в некоторых местностях – даже
оспы и чумы. Воск у восточных славян считался
оберегом, но мог использоваться и во вредонос-
ной магии; вопреки церковным запрещениям
растопленный воск лили в воду, в частности,
для распознавания болезней, и над полученны-
ми фигурками производили различные мани-
пуляции [14, с. 442-444]. Сегодня апитерапия
широко применяется в комплементарной меди-
цине.
Восточные славяне активно использовали
золото, серебро, медь, олово и ртуть в качестве
оберегов и в лечебных целях. Металлы наделя-
лись амбивалентным значением: с одной сто-
роны, они ассоциировались с благополучием,
силой, здоровьем, с другой – с подземным цар-
ством. На Руси издавна считалось полезным
умываться «с серебра», т. е. водой, в которой ле-
жали серебряные вещи, дарить новорожденным
серебро «на зубок», класть серебряную монетку
на больной зуб; иногда умывались и «с золота»
или «с меди», чтобы быть крепкими и здоровы-
ми. Расплавленное олово, как и воск, славяне
лили в воду, чтобы по получающейся фигурке
узнать, от кого пришла болезнь, южные славя-
не куском олова или водой из-под олова лечили
нарывы, наросты на теле, русские при «испуге»
вдоль «страстной» свечи сливали в воду олово
или свинец, чтобы потом этой водой обрызгать
больного. Парами ртути лечили сифилис, бе-
шенство, вшивость и др. Правда, южные славя-
не подозревали, что ртуть – вещество ядовитое,
это отразилось в их вере в живака – живое суще-
ство, образуемое в результате действий колдуна
над ртутью; этот живак, проникая в дом, попа-
дает во внутренности человека и убивает его [31,
с. 245-248]. Некоторые средства металлотерапии