Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  52 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 52 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

52

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (12) 2015

в воде, а затем удалено. Причем адепты этой

теории демонстрируют, насколько живительна

вода, над которой звучала классическая музыка

или добрые слова (на почве, политой этой водой,

всхожесть семян, например, существенно боль-

ше, чем на контрольном участке), и насколько

губительна та, около которой играли тяжелый

рок или бранились. Официальная медицина,

как правило, скептически относится к этим дан-

ным, но споры и эксперименты продолжаются.

В представлениях древневосточных славян

вода, как и многие предметы, имела амбива-

лентное значение. С одной стороны она – ис-

точник жизни, одна из основных стихий при-

роды, с другой – дорога на «тот свет», «порог»

между «тем светом» и «этим», в ней обитают во-

дяные, русалки, она вообще опасна. Поэтому ей

поклонялись, реку «кормили», приносили дары

священным родникам, считали воду лечебным

средством и одновременно ее боялись, идя ку-

паться, крестились и проговаривали заклятие-

оберег. Была широко распространена вера в то,

что душа покойника может уходить в воду, по-

тому всю воду в доме, которая была там во вре-

мя агонии человека и пребывания покойника,

после выноса умершего следовало вылить, дабы

никто ее не выпил. Согласно поверьям, губи-

тельна вода, в которой обмывали новорожден-

ного, больного, покойника. В фольклоре из-

вестна «живая» и «мертвая» вода. Особенно це-

лебной считалась богоявленская вода, которую

пили при всякой болезни или протирали ею

больное место [28, с. 96-98].

Соль также была связана с огромным коли-

чеством обрядов и верований и использовалась

в лечебных целях, но и для нанесения вреда не-

доброжелателям. Так, широко известны форму-

лы типа: «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы,

горшок промеж щек» [29, с. 364]. Особенно це-

нилась т. н. «четверговая соль», которую заго-

тавливали в Страстной четверг. С. Герберштейн

сообщал, что государь посылал со своего стола

гостям хлеб и соль: хлебом, по мнению Гербер-

штейна, выражалась милость к гостю, солью –

любовь [29, c. 264-265]. Соль использовали

и в любовной магии, и для лечения самых раз-

нообразных болей/болезней. Как известно, со-

левые растворы широко применяются в совре-

менной бальнеологии.

Хлеб – один из самых почитаемых видов са-

крализованной пищи у древних славян. Он – дар

Земли, дар Господа, и он же – живое существо.

Выпечка хлеба обставлялась целым рядом за-

претов, как и вкушение его, относились к хлебу

и даже его крошкам как к средству, обеспечива-

ющему богатство, благополучие, счастье, пото-

му так широко он присутствовал в обрядах рож-

дения, свадьбы и похорон (как дань предкам).

Хлеб – оберег, он использовался и для лечения

[30, c. 384-387]. До сего дня дошли рекоменда-

ции по лечению боли хлебами разного вида,

свежими или подсушенными, съедаемыми вме-

сте с другими видами пищи или отдельно, в виде

компрессов или масок.

Пчёлоужаливанием пользовали еще Ивана

Грозного. Мёд у славян имел огромное ритуаль-

ное значение и во времена язычества, и позже,

поскольку наделялся также свойствами хри-

стианского символизма. Он считался символом

бессмертия, плодородия, счастья, здоровья и ис-

пользовался в родильных, свадебных, похорон-

ных обрядах, а также как апотропей (талисман,

оберег), в том числе в связи с болезнями, и не-

посредственно в народной медицине при чте-

нии заговоров, для лечения горла, желудка, ран,

ожогов, волос и в некоторых местностях – даже

оспы и чумы. Воск у восточных славян считался

оберегом, но мог использоваться и во вредонос-

ной магии; вопреки церковным запрещениям

растопленный воск лили в воду, в частности,

для распознавания болезней, и над полученны-

ми фигурками производили различные мани-

пуляции [14, с. 442-444]. Сегодня апитерапия

широко применяется в комплементарной меди-

цине.

Восточные славяне активно использовали

золото, серебро, медь, олово и ртуть в качестве

оберегов и в лечебных целях. Металлы наделя-

лись амбивалентным значением: с одной сто-

роны, они ассоциировались с благополучием,

силой, здоровьем, с другой – с подземным цар-

ством. На Руси издавна считалось полезным

умываться «с серебра», т. е. водой, в которой ле-

жали серебряные вещи, дарить новорожденным

серебро «на зубок», класть серебряную монетку

на больной зуб; иногда умывались и «с золота»

или «с меди», чтобы быть крепкими и здоровы-

ми. Расплавленное олово, как и воск, славяне

лили в воду, чтобы по получающейся фигурке

узнать, от кого пришла болезнь, южные славя-

не куском олова или водой из-под олова лечили

нарывы, наросты на теле, русские при «испуге»

вдоль «страстной» свечи сливали в воду олово

или свинец, чтобы потом этой водой обрызгать

больного. Парами ртути лечили сифилис, бе-

шенство, вшивость и др. Правда, южные славя-

не подозревали, что ртуть – вещество ядовитое,

это отразилось в их вере в живака – живое суще-

ство, образуемое в результате действий колдуна

над ртутью; этот живак, проникая в дом, попа-

дает во внутренности человека и убивает его [31,

с. 245-248]. Некоторые средства металлотерапии