ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
52
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (29) 2019
ют растворы различных веществ, и для правиль-
ного функционирования организма без патоло-
гий требуется соблюдать их баланс [27, p. 57].
Растворенных в воде веществ огромное коли-
чество – по мнению Парацельса, несколько ты-
сяч. Этим его теория несомненно ближе к теку-
щим научным воззрениям на организм человека
и его физиологию, чем гуморальная концепция,
в которой допускалось наличие всего лишь не-
скольких циркулирующих по человеческому
телу жидкостей.
Несмотря на совершенно новую парадиг-
му в медицине, которой придерживался Па-
рацельс и благодаря которой фармакотерапия
шагнула на принципиально новый уровень, его
основным принципом дозирования лекарства,
как и у античных теоретиков медицины Гиппо-
крата, Галена и Диоскорида, оставался по сути
своей гомеопатический принцип: «Любое веще-
ство – это и яд, и лекарство. В малых дозах это
лекарство, в больших – яд» (более точная фор-
мулировка – «Все есть яд, и ничто не лишено
ядовитости; только одна лишь доза делает яд це-
лительным») [28, p. 354]. Парацельс основал от-
дельное направление в фармакотерапии – ятро-
химию (дословно с лат. – «врачебную химию»),
основанную преимущественно на лечении ма-
лыми дозами неорганических веществ. Приме-
няя гомеопатический метод лечения малыми
дозами, он смог добиться выздоровления лю-
дей, которые в его время считались безнадежно
больными. Солями железа Парацельс вылечил
малокровие, ртути – проказу, висмута – слоно-
вую болезнь, меди – начало раннего поседения,
цинка – аномалии развития плода у женщин
и преждевременную беременность, мышьяка –
сифилис [29, p. 40, 46‑47]. Излишне упоминать,
что в больших концентрациях данные вещества
смертельно опасны для человека, но алхимик
использовал микродозы. Малыми концентра-
циями отвара лепестков розы исследователем
были вылечены многие больные бубонной чу-
мой [30, p. 118]. Удивительно, что этому врачу
в XVI в. удавалось достичь впечатляющих ре-
зультатов в терапии болезней, которые даже
в XX‑XXI вв. не всегда излечимы конвенцио-
нальными методами. Аллопатическая терапия
пришла к тем же результатам, что и Парацельс,
но примерно на 300‑500 лет позже. Для лечения
болезней сейчас используются зачастую те же
ионы, только введенные в сложные элементо-
органические соединения, которые можно ис-
пользовать в аллопатических концентрациях.
Немецкий алхимик же и его ученики исполь-
зовали неорганические соли в микро-, а чаще –
нано- и пикоразведениях [31, p. 127, 131]. На-
пример, только в 2015 г. Ту Юю совместно с Са-
тоси Омурой и Уильямом Кэмпбелом получили
Нобелевскую премию по медицине за открытие
нового класса лекарств на основе авермектинов
для лечения слоновой болезни и малярии [32].
Но слоновую болезнь гомеопатическими при-
емами Парацельс излечивал уже в XVI в. с не-
меньшей эффективностью – он делал это с по-
мощью нанодоз хлорида висмута (III) в кислой
среде. Из 32 пациентов, больных элефантиазом,
которых он лечил в Нюрнберге, как можно уви-
деть из факсимиле записей о практике Пара-
цельса, хранящихся в городском архиве Нюрн-
берга, был вылечен 31 человек [33].
Нужно подчеркнуть, что кроме терапии неиз-
лечимых болезней ятрохимический гомеопати-
ческий подход предвосхищает учение о витами-
нах и растворенных в организме человека мине-
ральных веществах, появившееся лишь в XIX в.
Помимо того, что он был алхимиком и вра-
чом, Парацельс также занимался натурфилосо-
фией и теологией. Хотя многие его объяснения
открытых им же методов фармакотерапии иначе
как мифологическими не назовешь – этим он
похож на критикуемых им античных теоретиков
медицины, – во всех своих медицинских трак-
татах он показал себя безукоризненным хри-
стианином даже с точки зрения католической
инквизиции XVI в. В книге «Философский и ме-
дицинский полный компендиум» Парацельс
подчеркнул: «Мы не можем не признать того,
что каким бы умелым ни был лекарь, настоя-
щее лечение человеку посылает Бог… И хотя,
как пишет апостол Павел, есть множество бо-
гов наверху, внизу и на земле, у нас только один
Единый Бог, из которого все происходит
3
. Гре-
ческие боги – суть символы, которые я исполь-
зовал для лучшего толкования лечения болезни,
но вовсе не лечащая и не витальная сила. Эти
боги – наименования сил стихий и процессов,
сил металлов и веществ. И никогда им не срав-
ниться с Христом, Которому мы все поклоня-
емся, который есть Бог истинный и образ Отца
Живого» [34, p. 18].
Иеромонах Анатолий (Берестов) с Влади-
миром Решетовым в совместной статье «Го-
меопатия: отделяя плевелы от семян» полага-
ют, что «
Гомеопатия, поэтому является просто
ПРИМИТИВНОЙ МАГИЕЙ, где в качестве
тайного имени призываемого ДУХА ЛЕКАРСТВА
служит латинское название соответствующего
вещества. Но эффективность гомеопатического
самолечения при этом также становится вполне
понятной, поскольку не только для общения с духа-
ми, но и для простого жертвоприношения бездуш-
ным идолам надо иметь кой-какой опыт и пройти
3 Ср. 1 Кор. 8: 5-6.