Background Image
Previous Page  54 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 54 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

52

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (29) 2019

ют растворы различных веществ, и для правиль-

ного функционирования организма без патоло-

гий требуется соблюдать их баланс [27, p. 57].

Растворенных в воде веществ огромное коли-

чество – по мнению Парацельса, несколько ты-

сяч. Этим его теория несомненно ближе к теку-

щим научным воззрениям на организм человека

и его физиологию, чем гуморальная концепция,

в которой допускалось наличие всего лишь не-

скольких циркулирующих по человеческому

телу жидкостей.

Несмотря на совершенно новую парадиг-

му в медицине, которой придерживался Па-

рацельс и благодаря которой фармакотерапия

шагнула на принципиально новый уровень, его

основным принципом дозирования лекарства,

как и у античных теоретиков медицины Гиппо-

крата, Галена и Диоскорида, оставался по сути

своей гомеопатический принцип: «Любое веще-

ство – это и яд, и лекарство. В малых дозах это

лекарство, в больших – яд» (более точная фор-

мулировка – «Все есть яд, и ничто не лишено

ядовитости; только одна лишь доза делает яд це-

лительным») [28, p. 354]. Парацельс основал от-

дельное направление в фармакотерапии – ятро-

химию (дословно с лат. – «врачебную химию»),

основанную преимущественно на лечении ма-

лыми дозами неорганических веществ. Приме-

няя гомеопатический метод лечения малыми

дозами, он смог добиться выздоровления лю-

дей, которые в его время считались безнадежно

больными. Солями железа Парацельс вылечил

малокровие, ртути – проказу, висмута – слоно-

вую болезнь, меди – начало раннего поседения,

цинка – аномалии развития плода у женщин

и преждевременную беременность, мышьяка –

сифилис [29, p. 40, 46‑47]. Излишне упоминать,

что в больших концентрациях данные вещества

смертельно опасны для человека, но алхимик

использовал микродозы. Малыми концентра-

циями отвара лепестков розы исследователем

были вылечены многие больные бубонной чу-

мой [30, p. 118]. Удивительно, что этому врачу

в XVI в. удавалось достичь впечатляющих ре-

зультатов в терапии болезней, которые даже

в XX‑XXI вв. не всегда излечимы конвенцио-

нальными методами. Аллопатическая терапия

пришла к тем же результатам, что и Парацельс,

но примерно на 300‑500 лет позже. Для лечения

болезней сейчас используются зачастую те же

ионы, только введенные в сложные элементо-

органические соединения, которые можно ис-

пользовать в аллопатических концентрациях.

Немецкий алхимик же и его ученики исполь-

зовали неорганические соли в микро-, а чаще –

нано- и пикоразведениях [31, p. 127, 131]. На-

пример, только в 2015 г. Ту Юю совместно с Са-

тоси Омурой и Уильямом Кэмпбелом получили

Нобелевскую премию по медицине за открытие

нового класса лекарств на основе авермектинов

для лечения слоновой болезни и малярии [32].

Но слоновую болезнь гомеопатическими при-

емами Парацельс излечивал уже в XVI в. с не-

меньшей эффективностью – он делал это с по-

мощью нанодоз хлорида висмута (III) в кислой

среде. Из 32 пациентов, больных элефантиазом,

которых он лечил в Нюрнберге, как можно уви-

деть из факсимиле записей о практике Пара-

цельса, хранящихся в городском архиве Нюрн-

берга, был вылечен 31 человек [33].

Нужно подчеркнуть, что кроме терапии неиз-

лечимых болезней ятрохимический гомеопати-

ческий подход предвосхищает учение о витами-

нах и растворенных в организме человека мине-

ральных веществах, появившееся лишь в XIX в.

Помимо того, что он был алхимиком и вра-

чом, Парацельс также занимался натурфилосо-

фией и теологией. Хотя многие его объяснения

открытых им же методов фармакотерапии иначе

как мифологическими не назовешь – этим он

похож на критикуемых им античных теоретиков

медицины, – во всех своих медицинских трак-

татах он показал себя безукоризненным хри-

стианином даже с точки зрения католической

инквизиции XVI в. В книге «Философский и ме-

дицинский полный компендиум» Парацельс

подчеркнул: «Мы не можем не признать того,

что каким бы умелым ни был лекарь, настоя-

щее лечение человеку посылает Бог… И хотя,

как пишет апостол Павел, есть множество бо-

гов наверху, внизу и на земле, у нас только один

Единый Бог, из которого все происходит

3

. Гре-

ческие боги – суть символы, которые я исполь-

зовал для лучшего толкования лечения болезни,

но вовсе не лечащая и не витальная сила. Эти

боги – наименования сил стихий и процессов,

сил металлов и веществ. И никогда им не срав-

ниться с Христом, Которому мы все поклоня-

емся, который есть Бог истинный и образ Отца

Живого» [34, p. 18].

Иеромонах Анатолий (Берестов) с Влади-

миром Решетовым в совместной статье «Го-

меопатия: отделяя плевелы от семян» полага-

ют, что «

Гомеопатия, поэтому является просто

ПРИМИТИВНОЙ МАГИЕЙ, где в качестве

тайного имени призываемого ДУХА ЛЕКАРСТВА

служит латинское название соответствующего

вещества. Но эффективность гомеопатического

самолечения при этом также становится вполне

понятной, поскольку не только для общения с духа-

ми, но и для простого жертвоприношения бездуш-

ным идолам надо иметь кой-какой опыт и пройти

3 Ср. 1 Кор. 8: 5-6.