ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
57
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (29) 2019
нередкий у ряда нынешних священнослужите-
лей Русской Православной Церкви, не является
ни конструктивным, ни вызывающим повыше-
ние авторитета православия среди россиян.
Заключение
Мы рассмотрели историю и современное со-
стояние дискуссии в православной среде отно-
сительно методов, приемов, принципов и фар-
макотерапевтических средств гомеопатии. Кри-
тика гомеопатии со стороны ряда священнослу-
жителей Русской Православной Церкви, а так-
же ряда иных поместных православных церквей
является сейчас важной составляющей много-
факторной анти-гомеопатической идеологии.
В статье выдвигается гипотеза, что авторами
этой идеологии могут являться крупные фар-
мацевтические компании, несущие в 2010‑е гг.
серьезные убытки, происходящие, в частности,
в результате мирового финансового кризиса.
Анти-гомеопатическая идеология призвана по-
дорвать в сознании широких масс – будущих
покупателей лекарств – авторитет гомеопатии
как медицинского метода, при этом изобразив
врачей-гомеопатов как шарлатанов. Составны-
ми частями этой идеологии являются: эконо-
мическая, финансовая, научная, религиозная,
социальная, институциональная. Уровень на-
ступления на гомеопатию в конце 2010‑х гг. вы-
рос на порядок по сравнению с ситуацией деся-
тилетней давности, как в России, так и за рубе-
жом, в странах ЕС, США и Канаде.
Большая ответственность в данной ситуации
лежит на самих врачах-гомеопатах, от которых
требуется гибкость, отсутствие косности в при-
меняемых ими методиках, готовность к диалогу
друг с другом (существует несколько недолю-
бливающих друг друга гомеопатических школ)
и творческому мышлению. Ряд врачей-гомео-
патов до сих пор настаивает на незыблемости
методов Ганемана – основателя гомеопатии –
и неукоснительном, пунктуальном до мелочей
повторении процедур приготовления лекарств,
описанных им, а объяснение действия этих ле-
карств сводит к памяти или энергетической
(духовной) сущности воды. Подобный некри-
тичный подход, не принимающий во внимание
развитие всей медицинской науки, химии и фи-
зики, вызывает ослабление идеологических по-
зиций самой гомеопатии и делает ее крайне уяз-
вимой для атак извне.
Безусловно, гомеопатии еще только предсто-
ит стать наукой в полном смысле этого слова,
т. е. приобрести черты учения, эксперименты
в котором воспроизводимы и интерсубъектив-
ны. На Западе и в России гомеопатия в насто-
ящее время является в большей степени искус-
ством избранных мэтров, тогда как в Индии,
Китае, странах Юго-Восточной Азии, в ряде
стран Ближнего Востока, в Океании гомеопа-
тия – это доминирующий метод фармакотера-
пии, гордящийся более чем тысячелетней исто-
рией его применения [49, p. 38]. Этим методом
с той или иной частотой пользуются сотни мил-
лионов людей. Многие принципы гомеопати-
ческого лечения описаны в текстах Упанишад,
Махабхараты, а также трактатах ряда древнеин-
дийских школ, например, санкхьи, ньяи, вай-
шешики, чарваки-локаяты [50, p. 651, 655‑656,
658]. Можно было бы ожидать, что в индийских
текстах, где нормальным явлением является
слияние религиозного, философского и научно-
го знания, гомеопатические принципы были бы
легитимированы языческими мотивами индуиз-
ма. Но примечательно, что даже в этих древне-
индийских философских и медицинских источ-
никах гомеопатический метод лечения никак
не связан с обращением к духам, индуистским
божествам, заклинаниям, мантрам [51‑55]. По-
этому вряд ли будет уместной критика гомеопа-
тии как собрания древних языческих, тантриче-
ских и эзотерических практик.
Во многом и аллопатическая терапия, и даже
шире – медицина в собирательном смысле –
является искусством. Основной принцип Гип-
пократа был «можно лечить больного любыми
методами, не приносящими вреда». Гомеопа-
тия никакого вреда, сколько бы ни пытались
утверждать обратное фасилитаторы и распро-
странители анти-гомеопатической идеологии,
не приносит. Поэтому в подлинно демократиче-
ском обществе гомеопатия должна стать мето-
дом, который государство, отдельные священ-
нослужители и экономические акторы не душат
на корню как инакомыслие для достижения
своих корыстных интересов либо по блажен-
ному неведению, а которому позволяют разви-
ваться для достижения гармоничного прогресса
медицины.
Литература
1. Greenland J. Marginalising homœopathy: an
Australian case study // Prometheus. 2017. Vol.
35. No. 3. P. 171‑192.
2. Fasce A. Los parásitos de la ciencia. Una car-
acterización psicocognitiva del engaño pseudo-
científico // Theoria: An International Journal
for Theory, History and Foundations of Science.
2017. Vol. 32. No. 3. P. 347‑365.
3. Britton D. L. Blinded by Conventional Science:
Animal Experiments and Homeopathy // Jour-