Background Image
Previous Page  55 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 55 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

53

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (29) 2019

некое посвящение-обучение

» [35]. Иерей Алексей

Шляпин высказывается совсем резко: «

Посколь-

ку… апелляция к духовному миру происходит вне

контекста Церкви, то очевидно, что это дей-

ствие именно падшего ангела, т. е. беса… Короче

говоря, гомеопатия – это бесовщина

» [14].

Но, говоря о Парацельсе, мы видим, что это

совершенно не так: алхимик подчеркивает,

что его объяснения лечения, включающие по-

нятия греческих божеств – не более чем описа-

тельные лингвистические приемы, имена вещей

и процессов, а не их сущности.

Так, например, лечение анемии Парацельс

представлял таким образом. Анемия – болезнь

крови. Кровь течет на полях сражений, где при-

сутствует Марс, римский бог войны. Он, в свою

очередь, полностью закован в железные доспехи.

Значит, защититься от его силы можно тем же са-

мым – железом, но в малых дозах. Изо всего это-

го можно сделать вывод, что железо будет лечить

малокровие. Далее, лечение проказы сулемой

(дихлоридом ртути HgCl

2

) Парацельс формули-

ровал таким образом. Ртуть – металл бога Апол-

лона, а он олицетворяет собой солнце. Ртуть изо

всех металлов наибольшим образом сияет в лучах

солнца. Проказа – кожная болезнь, закрыва-

ющая человека от благотворных лучей солнца.

Следовательно, лечить проказу нужно металлом

Аполлона. Наконец, цинк – это иглы Геры. Этот

элемент остроконечный и иглообразный, по-

явившийся в рудах в тех местах, где Гера теряла

свои иголки для шитья. Гера завидует тем жен-

щинам, младенцы которых родятся красивыми,

сильными, выносливыми и счастливыми, и, же-

лая им навредить, печется о преждевременных

родах и выкидышах. Но, видя свои столь любез-

ные сердцу потерянные иголки, она понимает,

что когда‑то в этой или одной из прошлых жиз-

ней данная женщина прикасалась к потерянным

Герой иголкам, а значит, была отмечена самой

Герой как ее любимица. Следовательно, Гера

перестает вредить беременной женщине, и роды

проходят хорошо. Поэтому преждевременные

роды нужно предотвращать малыми дозами хло-

рида цинка [36, p. 141, 150].

Разумеется, в таких донельзя мифологиче-

ских объяснениях много языческих отсылок,

плохо соответствующих христианству. Но явля-

ются ли они примитивной магией, как полагают

иеромонах Анатолий и В. Решетов? Думаю, нет,

поскольку врач, использующий подход Пара-

цельса, не использует заклинания, не обраща-

ется ни к каким духам и не считает греческих

божеств богами в прямом смысле этого слова.

По словам самого алхимика, процитирован-

ным нами, для Парацельса, который подчер-

кивал христианские задачи и ценности врача,

эти «боги» – только символы элементов, соеди-

нений и химических процессов, не более, т. е.

рационально-семиотические приемы, а не бе-

совские сущности, к которым взывает врач-

гомеопат во время терапии пациента.

Именно последующая разработка ятро-алхи-

мического подхода Парацельса привела Ганема-

на к его собственным идеям, которые составля-

ют основу множества современных гомеопати-

ческих методов.

Отдельный интерес представляет вопрос

о том, какую фармакотерапию использовали

святые-врачи. Особо почитаемыми в христи-

анстве являются такие целители, как велико-

мученики Ермолай и его ученик, Пантелеимон,

Кир Александрийский и его ученик Иоанн, вра-

чи-бессребренники Косма и Дамиан (три раз-

личные пары святых, носивших те же имена

4

).

Семантический анализ их иконографических

изображений вкупе с лингвистическим иссле-

дованием различных версий житий этих святых

говорит о том, что святые, в основном, исполь-

зовали античные гомеопатические методы лече-

ния фитоалкалоидами. На иконах видны кро-

шечные пузырьки и небольшие врачебные ящи-

ки с гранулами, а из житий мы узнаем, что часто

одной гранулой святые излечивали целую де-

ревню во время эпидемий. Хотя они полностью

приписывали исцеления силе Святого Духа,

нельзя не увидеть в их методике гомеопатиче-

ских принципов. Если, как мы узнаем из жизне-

описаний, одна гранула действующего вещества

часто использовалась для лечения всей деревни

либо целого стада (святые бессребренники ча-

сто лечили не только людей, но и сельскохозяй-

ственных животных) в течение подчас несколь-

ких недель, то можно сделать вывод, что святые

целители в своей практике, в основном, исполь-

зовали гомеопатический подход.

Отношение к гомеопатии

в современном православии

Дискуссия по поводу гомеопатии и ее потен-

циальной применимости или неприемлемости

для православных верующих была инициирова-

на в 2012 г. с публикацией уже упомянутой здесь

4 Подвиг первых носящих эти имена святых – братьев

Космы и Дамиана Асийских – был настолько популя-

рен среди первых христиан, что их именами родители-

христиане стали называть многих братьев-мальчиков.

Некоторые Космы и Дамианы, когда вырастали, пыта-

лись следовать примеру безвозмездного целительства

первых святых врачей-бессребренников. В правосла-

вии и католицизме почитаются Косма и Дамиан Асий-

ские, Римские и Аравийские. На Руси этих святых тра-

диционно называли Кузьма и Демьян.