ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
53
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (29) 2019
некое посвящение-обучение
» [35]. Иерей Алексей
Шляпин высказывается совсем резко: «
Посколь-
ку… апелляция к духовному миру происходит вне
контекста Церкви, то очевидно, что это дей-
ствие именно падшего ангела, т. е. беса… Короче
говоря, гомеопатия – это бесовщина
» [14].
Но, говоря о Парацельсе, мы видим, что это
совершенно не так: алхимик подчеркивает,
что его объяснения лечения, включающие по-
нятия греческих божеств – не более чем описа-
тельные лингвистические приемы, имена вещей
и процессов, а не их сущности.
Так, например, лечение анемии Парацельс
представлял таким образом. Анемия – болезнь
крови. Кровь течет на полях сражений, где при-
сутствует Марс, римский бог войны. Он, в свою
очередь, полностью закован в железные доспехи.
Значит, защититься от его силы можно тем же са-
мым – железом, но в малых дозах. Изо всего это-
го можно сделать вывод, что железо будет лечить
малокровие. Далее, лечение проказы сулемой
(дихлоридом ртути HgCl
2
) Парацельс формули-
ровал таким образом. Ртуть – металл бога Апол-
лона, а он олицетворяет собой солнце. Ртуть изо
всех металлов наибольшим образом сияет в лучах
солнца. Проказа – кожная болезнь, закрыва-
ющая человека от благотворных лучей солнца.
Следовательно, лечить проказу нужно металлом
Аполлона. Наконец, цинк – это иглы Геры. Этот
элемент остроконечный и иглообразный, по-
явившийся в рудах в тех местах, где Гера теряла
свои иголки для шитья. Гера завидует тем жен-
щинам, младенцы которых родятся красивыми,
сильными, выносливыми и счастливыми, и, же-
лая им навредить, печется о преждевременных
родах и выкидышах. Но, видя свои столь любез-
ные сердцу потерянные иголки, она понимает,
что когда‑то в этой или одной из прошлых жиз-
ней данная женщина прикасалась к потерянным
Герой иголкам, а значит, была отмечена самой
Герой как ее любимица. Следовательно, Гера
перестает вредить беременной женщине, и роды
проходят хорошо. Поэтому преждевременные
роды нужно предотвращать малыми дозами хло-
рида цинка [36, p. 141, 150].
Разумеется, в таких донельзя мифологиче-
ских объяснениях много языческих отсылок,
плохо соответствующих христианству. Но явля-
ются ли они примитивной магией, как полагают
иеромонах Анатолий и В. Решетов? Думаю, нет,
поскольку врач, использующий подход Пара-
цельса, не использует заклинания, не обраща-
ется ни к каким духам и не считает греческих
божеств богами в прямом смысле этого слова.
По словам самого алхимика, процитирован-
ным нами, для Парацельса, который подчер-
кивал христианские задачи и ценности врача,
эти «боги» – только символы элементов, соеди-
нений и химических процессов, не более, т. е.
рационально-семиотические приемы, а не бе-
совские сущности, к которым взывает врач-
гомеопат во время терапии пациента.
Именно последующая разработка ятро-алхи-
мического подхода Парацельса привела Ганема-
на к его собственным идеям, которые составля-
ют основу множества современных гомеопати-
ческих методов.
Отдельный интерес представляет вопрос
о том, какую фармакотерапию использовали
святые-врачи. Особо почитаемыми в христи-
анстве являются такие целители, как велико-
мученики Ермолай и его ученик, Пантелеимон,
Кир Александрийский и его ученик Иоанн, вра-
чи-бессребренники Косма и Дамиан (три раз-
личные пары святых, носивших те же имена
4
).
Семантический анализ их иконографических
изображений вкупе с лингвистическим иссле-
дованием различных версий житий этих святых
говорит о том, что святые, в основном, исполь-
зовали античные гомеопатические методы лече-
ния фитоалкалоидами. На иконах видны кро-
шечные пузырьки и небольшие врачебные ящи-
ки с гранулами, а из житий мы узнаем, что часто
одной гранулой святые излечивали целую де-
ревню во время эпидемий. Хотя они полностью
приписывали исцеления силе Святого Духа,
нельзя не увидеть в их методике гомеопатиче-
ских принципов. Если, как мы узнаем из жизне-
описаний, одна гранула действующего вещества
часто использовалась для лечения всей деревни
либо целого стада (святые бессребренники ча-
сто лечили не только людей, но и сельскохозяй-
ственных животных) в течение подчас несколь-
ких недель, то можно сделать вывод, что святые
целители в своей практике, в основном, исполь-
зовали гомеопатический подход.
Отношение к гомеопатии
в современном православии
Дискуссия по поводу гомеопатии и ее потен-
циальной применимости или неприемлемости
для православных верующих была инициирова-
на в 2012 г. с публикацией уже упомянутой здесь
4 Подвиг первых носящих эти имена святых – братьев
Космы и Дамиана Асийских – был настолько популя-
рен среди первых христиан, что их именами родители-
христиане стали называть многих братьев-мальчиков.
Некоторые Космы и Дамианы, когда вырастали, пыта-
лись следовать примеру безвозмездного целительства
первых святых врачей-бессребренников. В правосла-
вии и католицизме почитаются Косма и Дамиан Асий-
ские, Римские и Аравийские. На Руси этих святых тра-
диционно называли Кузьма и Демьян.