Background Image
Previous Page  53 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 53 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

51

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (29) 2019

Фридриха Самуэля Ганемана (1755-1843). Свет-

скими фасилитаторами этой идеологии Ганеман

изображается неким шарлатаном, не знающим

атомного строения вещества [13]. Церковные

фасилитаторы обычно указывают на то, что Га-

неман был далеким от религии человеком, зато

поддерживающим Месмера с его опытами [14].

Тем не менее, традиционно ни те, ни другие

не анализируют предысторию развития гомео-

патии до Ганемана.

С точки зрения школьных учебников и уни-

верситетских курсов, воспроизводящих ту же

идеологию, фармакология с первобытных вре-

мен развивалась по аллопатическому принципу,

а принцип гомеопатии был искусственно изо-

бретен Ганеманом и подхвачен его адептами.

Критика со стороны религиозных традицио-

налистов обычно основана на том, что гомео-

патические методы лечения относятся исклю-

чительно к странам, далеким от христианской

традиции – Китаю, Индии, Бирме, Малайзии,

Камбодже и т. п., тогда как европейская циви-

лизация, на протяжении почти двух тысяч лет

являвшаяся оплотом христианства, якобы из-

древле использовала только принципы аллопа-

тии [см., напр.: 15]. Однако если внимательно

ознакомиться с развитием гомеопатической

ветви фармакотерапии до XVIII в., то окажет-

ся, что она зачастую на равных конкурировала

с аллопатией, а иногда и опережала последнюю

по значимости в том или ином сообществе.

В античной медицине господствовали те-

ории Гиппократа, Аристотеля и Галена. Со-

гласно этим учениям, состояние здоровья или,

наоборот, болезни человека можно объяснить

с помощью гуморальной концепции: в орга-

низме присутствует определенное количество

(обычно четыре) отличающихся друг от друга

по своим свойствам жидкостей, циркулирую-

щих по различным органам и частям тела. Дис-

баланс в количестве и/или скорости протекания

по органам этих жидкостей и вызывает болезнь.

При этом терапия лекарствами была призвана

стимулировать секрецию той или иной жидко-

сти либо ее подавлять [16, p. 73]. Любопытно то,

что для большинства фитолекарств еще Гип-

пократ, живший в V в. до н. э., вывел принцип:

меньшая доза вызывает один эффект в секре-

ции жидкости, а бóльшая – обратный эффект

[16, p. 75]. Гиппократ открыл и описал множе-

ство способов фитотерапии, работающих в со-

ответствии с данным принципом. Например,

экстракт корня мандрагоры в малых дозах ле-

чит бессонницу, тремор и навязчивые фобии,

а в больших – вызывает их [17, p. 2414]. Подоб-

ным образом аконит в малых дозах успокаивает,

в больших же – возбуждает вплоть до останов-

ки сердца от тахикардии [18, p. 1041; 19, p. 344];

белладонна в малых дозах обезболивает, в боль-

ших – крайне обостряет боль [20, p. 372]; чисто-

тел в малых дозах успокаивает боль в животе,

вызывая удаление избыточной желчи из пече-

ни, в больших – вызывает сильную секрецию

желчи, при которой она не будет успевать вы-

деляться в кишечник, и возникнет отравление

организма [21, p. 167‑168]; настойка болиголова

(цикута) в микроконцентрациях позволяет бо-

роться с новообразованиями

2

, зато в больших –

становится смертельным ядом [22, p. 394‑395].

Как все мы помним, именно отравление болиго-

ловом в античных Афинах являлось в VI‑IV вв.

до н. э. способом смертной казни, и именно та-

кой казни подвергся великий мыслитель Сократ

[23, p. 609]. Это всего лишь несколько примеров

из нескольких сотен фитолекарств, известных

со времен Древней Греции и Древнего Рима,

работающих по сходному принципу: различие

количества лекарства диаметрально меняет его

эффект [24, p. 86‑88]. Но в сущности, это и есть

гомеопатический принцип!

Безусловно, объяснения действия токсиче-

ских фитолекарств Гиппократом, Галеном, Ари-

стотелем и Диоскоридом были с точки зрения

современной биологии полностью мифологи-

ческими [25, p. 528, 537‑538]. Однако это не по-

влияло на то, что на протяжении античности,

Средних веков и Эпохи возрождения их методы

лечения одобрялись и даже благословлялись ка-

толической церковью [26, p. 21]. Безусловно, ан-

тичная и средневековая фармакотерапия не огра-

ничивалась только гомеопатическими приемами,

и многие лекарства применялись в весьма высо-

ких концентрациях. Тем не менее, как мы видим,

есть документированные доказательства того,

что в терапии сотнями токсических алкалоидов

в рамках гуморальной теории (теории жидкостей

организма) гомеопатические принципы успешно

применялись не одну тысячу лет.

Новое течение в развитии фармакотерапии

и медицины в целом внес немецкий врач и ал-

химик швейцарского происхождения Филипп

Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-

1541), более известный нам под псевдонимом

Парацельс. Парацельс выступил против господ-

ствовавшей уже на протяжении двух тысяч лет

гуморальной теории и выдвинул вполне совре-

менную идею о том, что в организме присутству-

2 Античная медицина знает немало случаев успешного

лечения опухолей гомеопатическими терапевтически-

ми методами. Неясно, однако, были ли это злокаче-

ственные или доброкачественные новообразования.