ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
54
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (29) 2019
статьи доктора медицинских наук, профессо-
ра, руководителя Душепопечительского цен-
тра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского,
иеромонаха Анатолия (Берестова) и кандидата
физико-математических наук, доцента МИФИ
Владимира Решетова «Гомеопатия: отделяя пле-
велы от семян» [35].
В сущности, до публикации этой острой, по-
лемичной и довольно провокационной статьи
как таковой широкой дискуссии по поводу го-
меопатии в среде Русской Православной церкви
не было, если не учитывать отдельные частные
мнения ряда приходских священников. Однако
начиная с выхода данного памфлета спор в сре-
де священнослужителей и людей, близких церк-
ви и работающих в церковных организациях
и образовательных учреждениях, о (не) возмож-
ности для верующих пользоваться гомеопатиче-
скими средствами и/или услугами гомеопатов
разгорелся с довольно нешуточными страстями
и подчас переходом на личности.
Одна часть православных мыслителей (на-
пример, иеромонах Анатолий, иерей Алексей
Шляпин, монах Арсений (Вьянкофт), митропо-
лит Кассандрии Синезий [14, 15, 35]) придержи-
ваются крайне негативной позиции и считают
гомеопатию оккультизмом, сатанизмом и по-
рождением падших духов, клеймят гомеопа-
тов как колдунов, волхвователей, экстрасенсов
и призывают правительство поставить жирный
крест на всей данной сферы медицины. Другая
часть заняла не менее крайнюю позицию и объ-
являет врагов гомеопатии ретроградами, не-
учами, не обладающими научными знаниями,
не знающими в жизни ничего, кроме семина-
рии (например, архимандрит Рафаил (Карелин)
[37], протоиерей Антоний Ильин [38]). Сторон-
ников умеренной позиции, как это ни странно,
немного. К ним можно отнести, например, за-
ведующего кафедрой сектоведения Православ-
ного Свято-Тихоновского гуманитарного уни-
верситета, профессора Александра Дворкина
[39] или монаха Оптинского монастыря Иоанна
(Адливанкина) [40].
Дата, с которой началась масштабная под-
держка анти-гомеопатической идеологии рядом
священнослужителей и работников церковных
организаций (2012 г.), сама по себе наводит
на определенные раздумья, если вспомнить,
что широкое формирование европейско-амери-
канского дискредитирующего нарратива, наце-
ленного против гомеопатии, пришлось именно
на это время. Тем не менее, мы вовсе не утверж-
даем, что Русская Православная церковь явля-
ется фасилитатором данной идеологической
кампании, поскольку анти-гомеопатические
настроения продолжают оставаться собрани-
ем частных мнений ряда священнослужителей,
а не мнением Синода или поместного Собора
РПЦ. К тому же, даже если позиция ряда свя-
щеннослужителей и способствует укреплению
анти-гомеопатической идеологии, иницииро-
ванной бизнесом, вряд ли можно считать дан-
ных священников распространителями идео-
логии, т. е. индивидами, делающими это созна-
тельно. Скорее, они бессознательно, неосознан-
но облегчают фармакомпаниям их задачу, а вы-
сказываемое ими мнение свидетельствует о том,
что они невольные фасилитаторы идеологии,
а не ее активные распространители.
Тем не менее, какой бы неосознанной
ни была поддержка идеологического наступле-
ния на гомеопатию со стороны ряда представи-
телей Русской Православной Церкви, она умело
используется авторами и распространителями
идеологии, будучи вписанной в иные социаль-
ные и научные контексты, которые чаще все-
го не подразумеваются самими священниками
и церковными деятелями. Масс-медийные не-
ософисты, сочиняющие разновидности идеоло-
гического нарратива, нацеленного против гоме-
опатии в современном мире, используя подчас
мнения всего одного священника, подчеркива-
ют, что раз даже Православная церковь высту-
пает против использования гомеопатии, то зна-
чит, россиянам следует прислушаться к духовно
зрелым людям и бойкотировать врачей-гомео-
патов [41].
Критика со стороны
религиозных мыслителей
Критика гомеопатических методов со сто-
роны деятелей Русской Православной церкви
(а иногда – и других православных церквей, на-
пример, Элладской или Константинопольской)
затрагивает повторяющийся и достаточно четко
очерченный ряд положений. Поэтому представ-
ляется уместным изучить эту критику и понять,
насколько она эффективна в контексте общей
анти-гомеопатической идеологии.
1.
Гомеопатия – разновидность оккультизма,
поскольку врачи-гомеопаты используют разра-
ботанное Ганеманом положение о духовной энер-
гии лекарства
.
Поскольку материалистическое
объяснение действия отвергается гомеопатами,
то значит, они практикуют магические ритуалы
и тому подобные колдовские приемы и заклинания,
губительные для человека
. Ганеман использовал
по большей части алхимическую терминологию
и понятия, пришедшие из античной гумораль-
ной теории. Использование им в его сочинени-