Background Image
Previous Page  57 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 57 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

55

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (29) 2019

ях слова «духовный», скорее всего, имеет мало

общего с применением данного термина во вре-

мя расцвета в России и США столовращений,

гаданий, вызывания душ умерших, месмеризма,

спиритизма, деятельности обществ вроде ком-

паний Е.П. Блаватской и Рерихов (вторая поло-

вина XIX – начало ХХ вв.). Алхимики парацель-

совой традиции часто использовали слово «ду-

ховный» в смысле «витальный», «жизненный»,

«относящийся к живой природе», но не в смыс-

ле духовной субстанции как таковой. Тем более

не было оккультных коннотаций в применении

понятия «дух» античными медиками – даже

Берцелиус, Фихте, Шеллинг и Шлегель в нача-

ле XIX в. использовали слово «духовный» в кон-

тексте витализма, а не оккультизма. Полагаем,

что именно данная двусмысленность трактовки

термина «дух» вводит в соблазн многих право-

славных мыслителей.

2.

Принципиальная необъяснимость механизма

действия гомеопатии в рамках законов матери-

ального мира. Ни один гомеопат не может внятно

ответить на вопрос: что там работает?

В мо-

лекулярной биологии известно немало случаев

различия в механизмах взаимодействия веществ

и клеточных структур при различных концен-

трациях веществ. Данное различие в разных слу-

чаях может быть объяснено, например, а) раз-

ными константами сродства, проявляющимися

при разных концентрациях; б) разными стехи-

ометрическими показателями; в) изменением

стереохимических условий взаимодействия; г)

прочими факторами. Поэтому если некоторое

вещество начинает проявлять иные эффекты

на организм в малых концентрациях по сравне-

нию с обычным воздействием при высоких кон-

центрациях, то это принципиально может быть

объяснено. Нехватка на данный момент на-

учных данных по биохимическим механизмам

воздействия гомеопатических препаратов объ-

ясняется тем, что недостаточно хорошо иссле-

дованы механизмы биологических процессов

при малых концентрациях. Это происходит от-

части из‑за неразработанности методик, частич-

но по причине отсутствия столь высокоточных

методов, применимых к растворам и экспери-

ментам

in vivo

5

, а также иногда по причине ак-

тивного противодействия научного сообщества.

По словам А.О. Викулова, «

Гомеопатия пока

еще не наука, это, (как и вся остальная медицина)

свод эмпирически найденных правил, «законов»,

5 Исключительно чувствительные методы анализа на-

подобие электронного парамагнитного резонанса или

мессбауэровской спектроскопии (порядка 10–12 – 10–

16 электронного спина или моля вещества) непримени-

мы к биологическим экспериментам, особенно in vivo.

наблюдений, это – искусство… Гомеопатия все

ещё ждёт своих исследователей, ждёт реальной

помощи от настоящей Науки

» [42].

3.

Многократное встряхивание, или «потен-

цирование» гомеопатического лекарства необъ-

яснимо с точки зрения науки и потому свидетель-

ствует о том, что врач-гомеопат уподобляется

экстрасенсу и шарлатану Алану Чумаку, «за-

ряжающему» раствор энергетическими полями

из космоса. Это – вновь свидетельство того,

что гомеопатия сродни экстрасенсорике и по-

тому должна быть отвергнута православными

верующими

. Так, иерей Алексей Шляпин по-

лагает следующее: «

Гомеопатические лекарства

готовят методом встряхивания. Которое должно

производиться строго определённое количество

раз, – не только не меньше, но и не больше. Что не-

объяснимо необходимостью физического переме-

шивания вещества, но выдаёт иррациональное,

ритуальное, необъяснимое физической необходи-

мостью, соответственно, оккультное назначение

этого встряхивания… Более того. Само объясне-

ние метода приготовления, т. е. назначения это-

го встряхивания, в концепции гомеопатии имеет

именно оккультный характер… Согласно концеп-

ции гомеопатии это разведение со встряхиванием

дает эффект «потенцирования» или «динамиза-

ции» (в контексте «Органона», основополагающе-

го труда по гомеопатии, термин «динамический»

употребляется как синоним слова «духовный») –

освобождение лекарства от материальной части

и развитие (увеличение, освобождение) нематери-

альной, духовной («динамической») силы или энер-

гии лекарства

» [14].

Если на дозу лекарства приходится довольно

небольшое количество молекул действующе-

го вещества (например, 10

3

‑10

9

), то механиче-

ское многократное встряхивание играет роль

центрифуги, т. е. перемешивания, или равно-

мерного распределения вещества по раствору,

который был приготовлен, например, снятием

раствора над осадком или промыванием осадка.

К экстрасенсорике это не имеет ни малейшего

отношения.

4.

В некоторых гомеопатических растворах ис-

пользуются столь большие разведения, что встре-

тить даже 1 молекулу вещества на дозу можно

лишь с вероятностью 10

‑2

‑10

‑7

 %, а иногда –

и еще с меньшей

6

. Обычно в такой критике ис-

пользуется тезис о том, что Ганеман еще не знал

атомно-молекулярного

строения

вещества

6 Стандартно критикуется препарат «оцилококцинум»,

который позволил бы печенью одной утки провести те-

рапию всех людей всего мира, как живших во все исто-

рические эпохи до 2019 г., так и будущих поколений

примерно на миллиард лет вперед.