ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
55
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (29) 2019
ях слова «духовный», скорее всего, имеет мало
общего с применением данного термина во вре-
мя расцвета в России и США столовращений,
гаданий, вызывания душ умерших, месмеризма,
спиритизма, деятельности обществ вроде ком-
паний Е.П. Блаватской и Рерихов (вторая поло-
вина XIX – начало ХХ вв.). Алхимики парацель-
совой традиции часто использовали слово «ду-
ховный» в смысле «витальный», «жизненный»,
«относящийся к живой природе», но не в смыс-
ле духовной субстанции как таковой. Тем более
не было оккультных коннотаций в применении
понятия «дух» античными медиками – даже
Берцелиус, Фихте, Шеллинг и Шлегель в нача-
ле XIX в. использовали слово «духовный» в кон-
тексте витализма, а не оккультизма. Полагаем,
что именно данная двусмысленность трактовки
термина «дух» вводит в соблазн многих право-
славных мыслителей.
2.
Принципиальная необъяснимость механизма
действия гомеопатии в рамках законов матери-
ального мира. Ни один гомеопат не может внятно
ответить на вопрос: что там работает?
В мо-
лекулярной биологии известно немало случаев
различия в механизмах взаимодействия веществ
и клеточных структур при различных концен-
трациях веществ. Данное различие в разных слу-
чаях может быть объяснено, например, а) раз-
ными константами сродства, проявляющимися
при разных концентрациях; б) разными стехи-
ометрическими показателями; в) изменением
стереохимических условий взаимодействия; г)
прочими факторами. Поэтому если некоторое
вещество начинает проявлять иные эффекты
на организм в малых концентрациях по сравне-
нию с обычным воздействием при высоких кон-
центрациях, то это принципиально может быть
объяснено. Нехватка на данный момент на-
учных данных по биохимическим механизмам
воздействия гомеопатических препаратов объ-
ясняется тем, что недостаточно хорошо иссле-
дованы механизмы биологических процессов
при малых концентрациях. Это происходит от-
части из‑за неразработанности методик, частич-
но по причине отсутствия столь высокоточных
методов, применимых к растворам и экспери-
ментам
in vivo
5
, а также иногда по причине ак-
тивного противодействия научного сообщества.
По словам А.О. Викулова, «
Гомеопатия пока
еще не наука, это, (как и вся остальная медицина)
свод эмпирически найденных правил, «законов»,
5 Исключительно чувствительные методы анализа на-
подобие электронного парамагнитного резонанса или
мессбауэровской спектроскопии (порядка 10–12 – 10–
16 электронного спина или моля вещества) непримени-
мы к биологическим экспериментам, особенно in vivo.
наблюдений, это – искусство… Гомеопатия все
ещё ждёт своих исследователей, ждёт реальной
помощи от настоящей Науки
» [42].
3.
Многократное встряхивание, или «потен-
цирование» гомеопатического лекарства необъ-
яснимо с точки зрения науки и потому свидетель-
ствует о том, что врач-гомеопат уподобляется
экстрасенсу и шарлатану Алану Чумаку, «за-
ряжающему» раствор энергетическими полями
из космоса. Это – вновь свидетельство того,
что гомеопатия сродни экстрасенсорике и по-
тому должна быть отвергнута православными
верующими
. Так, иерей Алексей Шляпин по-
лагает следующее: «
Гомеопатические лекарства
готовят методом встряхивания. Которое должно
производиться строго определённое количество
раз, – не только не меньше, но и не больше. Что не-
объяснимо необходимостью физического переме-
шивания вещества, но выдаёт иррациональное,
ритуальное, необъяснимое физической необходи-
мостью, соответственно, оккультное назначение
этого встряхивания… Более того. Само объясне-
ние метода приготовления, т. е. назначения это-
го встряхивания, в концепции гомеопатии имеет
именно оккультный характер… Согласно концеп-
ции гомеопатии это разведение со встряхиванием
дает эффект «потенцирования» или «динамиза-
ции» (в контексте «Органона», основополагающе-
го труда по гомеопатии, термин «динамический»
употребляется как синоним слова «духовный») –
освобождение лекарства от материальной части
и развитие (увеличение, освобождение) нематери-
альной, духовной («динамической») силы или энер-
гии лекарства
» [14].
Если на дозу лекарства приходится довольно
небольшое количество молекул действующе-
го вещества (например, 10
3
‑10
9
), то механиче-
ское многократное встряхивание играет роль
центрифуги, т. е. перемешивания, или равно-
мерного распределения вещества по раствору,
который был приготовлен, например, снятием
раствора над осадком или промыванием осадка.
К экстрасенсорике это не имеет ни малейшего
отношения.
4.
В некоторых гомеопатических растворах ис-
пользуются столь большие разведения, что встре-
тить даже 1 молекулу вещества на дозу можно
лишь с вероятностью 10
‑2
‑10
‑7
%, а иногда –
и еще с меньшей
6
. Обычно в такой критике ис-
пользуется тезис о том, что Ганеман еще не знал
атомно-молекулярного
строения
вещества
6 Стандартно критикуется препарат «оцилококцинум»,
который позволил бы печенью одной утки провести те-
рапию всех людей всего мира, как живших во все исто-
рические эпохи до 2019 г., так и будущих поколений
примерно на миллиард лет вперед.