ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
50
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (29) 2019
Действительно, простое семантическое срав-
нение динамики тональности информационных
ресурсов, повествующих о гомеопатии, за пери-
од 1999‑2019 гг. может служить подтверждением
нашей гипотезы о прямом влиянии участников
фармацевтического рынка на формирование
анти-гомеопатической идеологии среди насе-
ления. Если ресурсы начала XXI в. описывали
принципы и методы гомеопатического лечения
в нейтральных формулировках и выражени-
ях, то начиная с 2010‑2011 гг. призванные быть
нейтральными информационные источники
начали транслировать эмоционально окра-
шенные завершенные рассказы, направленные
против гомеопатии и гомеопатических средств.
В статьях британских, французских, немецких,
итальянских, латиноамериканских, польских,
чешских, словенских, американских и канад-
ских публицистических газетах и журналах [2, р.
348‑349], статьях на вебсайтах [3, p. 125, 129; 4],
на ТВ-передачах [5, p. 274‑275, 281, 284], в выпу-
сках новостей [6, p. 12] гомеопатия стала изобра-
жаться в лучшем случае как метод, приносящий
косвенный вред из‑за помех «настоящему» алло-
патическому лечению пациента, а в худшем слу-
чае – как безусловное зло в медицине. В этих же
странах в академическом медицинском дискур-
се «внезапно» в 2010‑е гг. стали массово появ-
ляться статьи, доказывающие неэффективность
гомеопатических методик и даже их потенци-
альный вред для здоровья [см., напр.: 7]. Спи-
сок стран, лидирующих по нынешнему идеоло-
гическому преследованию гомеопатии, должен
по меньшей мере настораживать, поскольку он
точно воспроизводит перечень государств, ли-
дирующих в европейско-американском мире
в сфере производства аллопатических лекарств.
Первое место по преследованию гомеопати-
ческого метода занимает Великобритания, чьи
фармацевтические производители понесли мак-
симальные убытки в 2008‑2011 гг. в результате
финансового кризиса и продолжают нести поте-
ри в 2016‑2019 гг. из‑за вяло текущего Брекзита
и непонятных перспектив развития британской
экономики в будущем. Не только гомеопрепара-
ты массово попадают под запрет в Соединенном
Королевстве, но и к 2018 г. все публичные уни-
верситеты, субсидируемые или полностью фи-
нансируемые короной, потеряли право присуж-
дать медицинские и научные степени в сфере го-
меопатии. Гомеопатические клиники и даже из-
вестные специалисты начали подвергаться масс-
медийной информационной травле, и как нельзя
кстати в судах Королевства стали лавинообразно
появляться судебные иски к врачам-гомеопатам
[8]. Комитет по науке и технологии британско-
го Парламента в феврале 2010 г. опубликовал
275‑страничный документ о проверке доказа-
тельной базы гомеопатии, где сформулировал
вывод, что гомеопатия является лженаукой, по-
скольку принципиально не может быть ни дока-
зана, ни опровергнута [9]. Удивительным, поч-
ти сверхъестественным образом этот документ
вышел в свет прямо в тот момент, когда фарма-
цевтическая отрасль Великобритании испыты-
вала максимальные убытки [10, p. 163]. Похоже,
только личное вмешательство принца Уэльского
остановило в конце 2010‑х гг. искоренение гоме-
опатии, а также почти полное вытеснение фито-
терапии из Великобритании [11].
Россия не осталась в стороне от мейнстри-
ма развития анти-гомеопатической идеологии
в 2010‑е гг. Это вполне может быть объяснено
тем, что нашим фармацевтическим фирмам не-
выгодно производить гомеопатические средства,
цена которых на российском рынке может быть
на порядок ниже цены инновационных аллопа-
тических лекарств. Синхронно с экономическим
запросом в российской анти-гомеопатической
кампании появился и научный подтекст. Так, на-
пример, в Бюллетене Комиссии РАН по борьбе
с лженаукой и фальсификацией научных иссле-
дований №19 «В защиту науки» от 2017 г. прямо
утверждается, что гомеопатия – это лженаука
[12]. Характерна даже не сама формулировка,
а наличие в указанном бюллетене, подписанном
учеными, чье имя само по себе должно внушать
благоговейный, почти сверхъестественный, тре-
пет представителям медицины, рекомендаций
правительственным структурам по противодей-
ствию гомеопатическим практикам и по поста-
новке административных барьеров на пути рас-
пространения гомеопатических веществ.
Налицо сознательная и направленная попыт-
ка изменить отношения мирового сообщества
к методам и принципам гомеопатии. Не послед-
нюю роль в социальном нарративе, нацеленном
на подрыв гомеопатии, играет дискуссия о рели-
гиозной составляющей гомеопатии и об отноше-
нии христианства к гомеопатическим практикам.
В данной статье мы остановимся на анализе
религиозной части описанной анти-гомеопа-
тической идеологии и рассмотрим, насколько
принципы гомеопатического лечения могут со-
ответствовать или противоречить духу христи-
анства.
Предтечи гомеопатии и религия
Во всех версиях современной анти-гомеопа-
тической идеологии подчеркивается, что гоме-
опатия – детище немецкого врача Христиана