ОБЗОРЫ
28
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
Богатый материал о народной медицине Рос-
сии был обобщён в книге земского врача Г. По-
пова [1], изданной в 1903 г. В ней приведены
бытующие на тот исторический период пред-
ставления сельского населения Российской Им-
перии сведения о причинах болезней, лечебных
приёмах знахарей, сосуществовании суеверных
и религиозных средств лечения, отношениях
народной и земской медицины. Исследова-
ны и систематизированы факты воздействия
на организм человека универсальных народных
средств: бани, растираний, припарок, травяных
сборов, чаев и т. д. Указывая на необходимость
просвещения крестьянского населения России
и избавлении его от предрассудков, автор отме-
чает, что «есть в этих воззрениях и нечто такое,
что может и должно быть сохранено, не только
как достояние старины, но и как совокупность
начал, на которых должно основываться буду-
щее развитие нашего народа».
Цитируя В.И. Даля, автор пишет: ″Деревен-
ский врач, назначение которого жить и работать
среди народа, ежедневно должен бороться с его
предрассудками и привычками, обращающи-
мися часто в нерушимый закон, чтобы узнать,
как нужно людей при этом наставлять, поучать
и предостерегать…необходимость изучения суе-
верий народа, сражаться с которыми – долг и не-
обходимость врача в деревне. Хотя слова эти от-
носятся к давно прошедшему времени, но име-
ют такой же смысл и для настоящего″. Как бы
удивился член-корреспондент Петербургской
академии наук, составитель «Толкового словаря
живого великорусского языка» 1867 г. издания,
если бы узнал, что его слова теперь ещё более
актуальны. В наше время они относятся не толь-
ко к просвещению неграмотного сельского на-
селения России IXX в., но и к широким массам
нынешнего образованного населения, которое
готово рисковать своим здоровьем, обраща-
ясь к услугам разнообразных псевдоцелителей
или самостоятельно использовать весьма со-
мнительные народные рецепты.
Древние медицинские представления в стра-
нах Востока и Запада при их фенотипических
различиях имеют генотипические сходства. За-
падные и восточные базовые мировоззренческие
позиции в основном непротиворечивы. Общий,
характерный для всех регионов мира, историче-
ский ход развития медициныможно представить
следующей схемой: народная
o
традиционная
o
современная научная медицина. Вместе с об-
условленными этногеографическими особен-
ностями различиями народная и традиционная
медицина всех стран мира имеет много общего.
Например, основы фито- и бальнеотерапии за-
рождалось на основе наблюдений первобытных
людей за поведением животных
12
. Варианты
традиционной медицины разных стран, сочета-
ющие опыт народной медицины с актуальными
на соответствующий исторический период на-
турфилософскими воззрениями, также имеют
немало общего. Вероятно, эта общность явля-
ется следствием существовавших уже в далёких
исторических эпохах экспортно-импортных
взаимоотношений этносов. Холистическое ми-
ровоззрение, идеи отражения вселенной в мор-
фологической структуре человека, его сомати-
ческих и психических функциях представлены
как в азиатских, так и европейских традицион-
ных медицинских системах.
В современном мире наибольшей извест-
ностью пользуются китайская, индийская
и тибетская системы традиционной медици-
ны. Уместно в связи с этим привести высказы-
вание Н. В. Гоголя: «
Но я был убежден всегда,
что если, при этой похвальной жадности знать
чужеземное, упустишь из виду свои русские на-
чала, то знанья эти не принесут добра, собьют,
спутают и разбросают мысли, наместо того
чтобы сосредоточить и собрать их. И прежде
и теперь я был уверен в том, что нужно очень хо-
рошо и очень глубоко узнать свою русскую приро-
ду и что только с помощью этого знанья можно
почувствовать, что именно следует нам брать
и заимствовать из Европы, которая сама это-
го не говорит. Мне казалось всегда, что, прежде
чем вводить что-либо новое, нужно не как-нибудь,
но в корне узнать старое; иначе примененье само-
го благодетельнейшего в науке открытия не будет
успешно
″
.
13
. Хотя автор романа «Мёртвые души»
имел в виду бездумную моду русского дворян-
ства на общекультурные европейские ценности,
его слова можно отнести и к модным увлечени-
ям древними азиатскими медицинскими знани-
ями и практикой.
Следует признать, что на сегодняшний день
восточная традиционная медицина, в сравне-
нии со славянской, выглядит более цельной,
обладающей более обширным арсеналом ле-
чебно-профилактических средств и методов.
Вместе с тем нельзя априорно игнорировать
и то, что в условиях современной России неко-
торые аспекты русского традиционного цели-
тельства могут успешно с ней конкурировать.
Однако они в настоящее время представлены
12
http://kronportal.ru/forum/showthread.php/7467 http://www.forestfinance.ru/page.php?id=2013
ɇ. ȼ. Ƚɨɝɨɥɶ Ⱥɜɬɨɪɫɤɚɹ ɢɫɩɨɜɟɞɶ. ɇɚɩɢɫɚɧɚ ɜ 1847 ɝ.
ȼɩɟɪɜɵɟ ɨɩɭɛɥɢɤɨɜɚɧɚ ɜ ɤɧɢɝɟ: ɋɨɱɢɧɟɧɢɹ
ɇ. ȼ. Ƚɨɝɨɥɹ, ɧɚɣɞɟɧɧɵɟ ɩɨɫɥɟ ɟɝɨ ɫɦɟɪɬɢ. Ɇ., 1855.
http://azbyka.ru/¿ction/avtorskaya-ispoved/