Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  27 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 27 / 64 Next Page
Page Background

ОБЗОРЫ

27

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (12) 2015

Развитие ТМ в России происходило на фоне

влияния сведений, поступавших из других стран.

Например, в произведении «Александрия», по-

вествующей о походе Александра Македонского

в Индию, известной на Руси с XI-XII вв., содер-

жались описания различных болезней и методов

их лечения с использованием целебных растений

и природных минеральных источников.

7

При-

мерно в то же время сведения о лечебных расти-

тельных и животных средствах, а также индий-

ских врачах, умеющих ставить диагноз по «жило-

биению» – пульсу, лечить болезни и раны, были

представлены и в русскоязычном переводе с гре-

ческого произведения «Житие и жизнь Валаама

пустынника и Иоасафа-царевича индийского»

8

.

Вплоть до конца XVII столетия народная меди-

цина занимала на Руси ведущее положение. Опыт

русской народной медицины отражен в много-

численных исторических и историко-бытовых

повестях того времени. Среди них – записанная

в XV.в. «Повесть о Петре и Февронии Муром-

ских», в которой рассказывается о чудесном ис-

целении князя Петра Муромского.

Однако Россия не только импортировала ле-

чебно-профилактические средства и методы,

но и экспортировало некоторые из них. Совре-

менные данные опровергают широко распро-

страненное мнение о том, что чай в мировую

культуру питания пришёл из Индии и Китая. Ки-

тайский чай в качестве подарка Ивану Грозному

попал в Россию только в ХVI в., тогда как иван-

чай (кипрей узколистный, лат. Epilóbium

angustifolium) в русских хрониках упоминается

уже в XII в. В XIX веке растение иван-чай вышло

на второе место среди экспортируемых из России

товаров. Жители Англии, имевшие возможность

выбирать лучшие в мире сорта, предпочитали

иван-чай своему колониальному – индийско-

му. Вероятно, это предпочтение основывалось

не только на вкусовых особенностях иван-чая,

но и на богатом гармоничном содержании в его

листьях множества веществ, оказывающих бла-

готворное влияние на организм

9

.

В XVI-XVII вв указом Ивана Грозного было

учреждено первое государственное медицинское

учреждение в России – Государева (Царева) ап-

тека или Аптекарский приказ, обслуживающее

царя и членов его семьи. В числе прочего в его

обязанности входил сбор податей в виде лекар-

ственных трав, ягод и другого сырья для изготов-

ления различных лекарственных форм. В штат

7

http://feb-web.ru

௘/௘feb௘/௘kle௘/௘kle-abc௘/௘ke1௘/௘ke1-1411.htm

8

http://orient

.rsl.ru/ assets/files/food /text/2005/ 2005_2_21/

2005_2_iosaaf_g.pdf

9

http://forumichai.ru/threads/rossija-rodina-chaja.7/ http://vrachirf.ru/concilium/12555.html

Аптекарского приказа входили опытные травни-

ки, знающие правила заготовки лекарственных

растений и их использования

10

. Выписывание,

изготовление и хранение лекарств строго контро-

лировались. Аптекарский приказ располагал све-

дениями о местах произрастания, методах сбора,

хранения и транспортировки различных лекар-

ственных растений, которые специально на-

значенные заготовители (травники) доставляли

их в Москву. Таким образом, сложилась государ-

ственная «ягодная повинность», за невыполне-

ние которой полагалось тюремное заключение.

У стен Московского Кремля стали создаваться

государевы аптекарские огороды. В 1672 г, была

открыта вторая в стране «…аптека для продажи

всяких лекарств всяких чинов людям».

Лекари, которые оказывали врачебную по-

мощь гражданскому населению, чаще всего

лечили на дому или в русской бане. Стацио-

нарной медицинской помощи, если не считать

монастырские больницы, в то время практиче-

ски не существовало. В то же время врачевание

в древней Руси не было церковной монополией:

наряду с монастырской существовала и более

древняя народная (мирская) медицина. Однако

языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ве-

дуны и ведуньи) объявлялись служителями дья-

вола и подвергались преследованиям как со сто-

роны церкви, так и государства [3]. Не отвергая

рациональный многовековой опыт народной

медицины, Русская Православная Церковь уже

в XVI в., созвучно с нынешним временем, вы-

ступала против колдовства, различного рода га-

даний и астрологических прогнозов. Иллюстра-

цией этому служит следующая цитата из сбор-

ника решений Стоглавого собора 1551 г.: ″

Бла-

гочестивому царю в царствующем граде Москве

и по всем градом своя царская заповедь учинити,

чтобы таковыя волхвы и чародеи, и кудесники,

и смотрящий во рафли, и во аристотелевы врата,

и по звездам и по планитам смотря дней и часов,

и теми дьявольскими действы мир прельщают

и от бога отлучают и прочая еллинская бесова-

ния творят, и таковая вся богомерзская прелесть

и святыми отцы отречена бысть

.″

11

.

10

http://med-books.info/istoriya-meditsinyi_751/

aptekarskiy-prikaz24423.html

11

http://sidashtaras.ru

/ img / dejania_stoglava_1551.pdf

Рафли – гадательные таблицы, по которым на основа-

нии результатов метания трех игральных костей опреде-

лялось будущее. Аристотелевы Врата – приписываемая

Аристотелю книга в виде сборника его бесед со сво-

им воспитанником – будущим великим полководцем

Александром Македонским, содержавшая, в частности,

первые сведения по физиогномике. Еллины (эллины) –

сводное название язычников, использующих в своей

практике песнопения, танцы и прочие ритуальные акты.