ОБЗОРЫ
27
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
Развитие ТМ в России происходило на фоне
влияния сведений, поступавших из других стран.
Например, в произведении «Александрия», по-
вествующей о походе Александра Македонского
в Индию, известной на Руси с XI-XII вв., содер-
жались описания различных болезней и методов
их лечения с использованием целебных растений
и природных минеральных источников.
7
При-
мерно в то же время сведения о лечебных расти-
тельных и животных средствах, а также индий-
ских врачах, умеющих ставить диагноз по «жило-
биению» – пульсу, лечить болезни и раны, были
представлены и в русскоязычном переводе с гре-
ческого произведения «Житие и жизнь Валаама
пустынника и Иоасафа-царевича индийского»
8
.
Вплоть до конца XVII столетия народная меди-
цина занимала на Руси ведущее положение. Опыт
русской народной медицины отражен в много-
численных исторических и историко-бытовых
повестях того времени. Среди них – записанная
в XV.в. «Повесть о Петре и Февронии Муром-
ских», в которой рассказывается о чудесном ис-
целении князя Петра Муромского.
Однако Россия не только импортировала ле-
чебно-профилактические средства и методы,
но и экспортировало некоторые из них. Совре-
менные данные опровергают широко распро-
страненное мнение о том, что чай в мировую
культуру питания пришёл из Индии и Китая. Ки-
тайский чай в качестве подарка Ивану Грозному
попал в Россию только в ХVI в., тогда как иван-
чай (кипрей узколистный, лат. Epilóbium
angustifolium) в русских хрониках упоминается
уже в XII в. В XIX веке растение иван-чай вышло
на второе место среди экспортируемых из России
товаров. Жители Англии, имевшие возможность
выбирать лучшие в мире сорта, предпочитали
иван-чай своему колониальному – индийско-
му. Вероятно, это предпочтение основывалось
не только на вкусовых особенностях иван-чая,
но и на богатом гармоничном содержании в его
листьях множества веществ, оказывающих бла-
готворное влияние на организм
9
.
В XVI-XVII вв указом Ивана Грозного было
учреждено первое государственное медицинское
учреждение в России – Государева (Царева) ап-
тека или Аптекарский приказ, обслуживающее
царя и членов его семьи. В числе прочего в его
обязанности входил сбор податей в виде лекар-
ственных трав, ягод и другого сырья для изготов-
ления различных лекарственных форм. В штат
7
http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-1411.htm
8
http://orient.rsl.ru/ assets/files/food /text/2005/ 2005_2_21/
2005_2_iosaaf_g.pdf
9
http://forumichai.ru/threads/rossija-rodina-chaja.7/ http://vrachirf.ru/concilium/12555.htmlАптекарского приказа входили опытные травни-
ки, знающие правила заготовки лекарственных
растений и их использования
10
. Выписывание,
изготовление и хранение лекарств строго контро-
лировались. Аптекарский приказ располагал све-
дениями о местах произрастания, методах сбора,
хранения и транспортировки различных лекар-
ственных растений, которые специально на-
значенные заготовители (травники) доставляли
их в Москву. Таким образом, сложилась государ-
ственная «ягодная повинность», за невыполне-
ние которой полагалось тюремное заключение.
У стен Московского Кремля стали создаваться
государевы аптекарские огороды. В 1672 г, была
открыта вторая в стране «…аптека для продажи
всяких лекарств всяких чинов людям».
Лекари, которые оказывали врачебную по-
мощь гражданскому населению, чаще всего
лечили на дому или в русской бане. Стацио-
нарной медицинской помощи, если не считать
монастырские больницы, в то время практиче-
ски не существовало. В то же время врачевание
в древней Руси не было церковной монополией:
наряду с монастырской существовала и более
древняя народная (мирская) медицина. Однако
языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ве-
дуны и ведуньи) объявлялись служителями дья-
вола и подвергались преследованиям как со сто-
роны церкви, так и государства [3]. Не отвергая
рациональный многовековой опыт народной
медицины, Русская Православная Церковь уже
в XVI в., созвучно с нынешним временем, вы-
ступала против колдовства, различного рода га-
даний и астрологических прогнозов. Иллюстра-
цией этому служит следующая цитата из сбор-
ника решений Стоглавого собора 1551 г.: ″
Бла-
гочестивому царю в царствующем граде Москве
и по всем градом своя царская заповедь учинити,
чтобы таковыя волхвы и чародеи, и кудесники,
и смотрящий во рафли, и во аристотелевы врата,
и по звездам и по планитам смотря дней и часов,
и теми дьявольскими действы мир прельщают
и от бога отлучают и прочая еллинская бесова-
ния творят, и таковая вся богомерзская прелесть
и святыми отцы отречена бысть
.″
11
.
10
http://med-books.info/istoriya-meditsinyi_751/aptekarskiy-prikaz24423.html
11
http://sidashtaras.ru/ img / dejania_stoglava_1551.pdf
Рафли – гадательные таблицы, по которым на основа-
нии результатов метания трех игральных костей опреде-
лялось будущее. Аристотелевы Врата – приписываемая
Аристотелю книга в виде сборника его бесед со сво-
им воспитанником – будущим великим полководцем
Александром Македонским, содержавшая, в частности,
первые сведения по физиогномике. Еллины (эллины) –
сводное название язычников, использующих в своей
практике песнопения, танцы и прочие ритуальные акты.