ОБЗОРЫ
23
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
следуя элементарной логике, можно предпола-
гать, что наиболее древние виды человеческой
деятельности, в том числе медицина, у разных
групп славян имели много общего. Это дало ос-
нование использовать в названии статьи прила-
гательное «славянская», хотя речь в ней пойдёт
в основном о русской традиционной медицине.
На фоне изобилия литературы по тради-
ционной китайской, индийской и тибетской
медицине, крайне скромно выглядит предста-
вительство научных данных по традиционной
славянской медицине (ТСМ). Вплоть до начала
третьего тысячелетия н.э. специальной литера-
туры по ТСМ за редкими исключениями [1] об-
наружить не удалось. В качестве отдельных глав
эти вопросы освещались в учебниках и моногра-
фиях по истории медицины [2-4]. Лишь в нача-
ле 2000-х гг. стали публиковаться первые книги
по этой теме [5]. ТСМне представлена ни в меж-
дународной [6], ни в отечественной [7] класси-
фикациях традиционной/комплементарной ме-
дицины. Первая попытка устранения этого не-
доразумения представлена в [8]. Целью данной
публикации является дальнейшее обоснование
правомочности включения ТСМ в разрабатыва-
емую классификационную номенклатуру ком-
плементарной медицины.
Медицина, основанная
на языческих верованиях
древних славян
Народная медицина в древней Руси, как и в
других странах, была частью языческой куль-
туры, где вместе с ритуальными обрядами и за-
клинаниями волхвов, ведунов и кудесников
с лечебными целями использовались растения,
продукты животного происхождения и мине-
ралы. Согласно историческим данным населе-
ние средневековой Руси являлось продолжени-
ем народов Великой Скифии, где в VII-VI вв.
до н.э. наряду с народной существовала и про-
фессиональная медицина
1
.
Исследование истории развития ТСМ за-
трудняется относительно малым числом со-
хранившихся письменных свидетельств о ней.
Собственно славянские тексты не сохранились
вследствие феодальных войн и иноземных на-
шествий. Важную роль сыграла христианиза-
ция древней Руси, перманентно искоренявшая
языческие традиции. В связи с этим главными
источниками сведений о самых ранних этапах
становления ТСМ стали результаты археологи-
1 Сказание о Словене и Русе и городе Словенске
http://2012god.ru/medicina-v-drevnej-rusi-i-skifii/ческих исследований, фольклорные и этногра-
фические собрания, по которым можно судить,
что она соответствовала уровню культуры своей
эпохи [9]. Есть мнение, что русская народная
медицина, происходящая от язычества древних
славян, не знала жреческой организации, харак-
терной для первых этапов развития медицины
романских и германских народов [10].
Наиболее ранними у славян являлись культы
огня, воды и земли. Воде и огню приписывались
очищающие и охранные функции, земле – функ-
ции животворящие и охранные. Славяне почи-
тали огонь небесный (молния, солнце) и огонь
земной (домашний очаг, сакральный костер).
Небесный огонь соединял в себе два начала –
карающее, воплощенное позднее в образе Перу-
на; и очищающее, несущее свет, тепло, а вместе
с ними и жизнь. Это начало воплощалось в почи-
тании солнца и солнечных богов – Ярило (Яро-
вит), Сварог, Хорс, Дажьбог (Даждьбог).
По мнению древних славян, Земля возник-
ла из Воды. Культ Воды воплощался в особом
отношении к этой стихии в виде ключей, рек,
озёр, морей и колодцев не только как к необ-
ходимым источникам жизнеобеспечения. Это
отношение сохранилось и в христианских об-
рядах крещения и освящения воды. С водой
связаны мифологические образы девы Зари,
Марьи Моревны, русалок и водяного. Воде
и огню посвящен праздник Ивана Купалы. Об-
ливание водой в этот день было не только очи-
стительным, но и должно было способствовать
возникновению животворящего для земли до-
ждя. Вода представлялась не только средством
очищения тела, но и души, смывающим как бо-
лезни, так и грехи. Вода широко использовалась
в гаданиях, заговорах и толковании снов. При-
снившаяся грязная, мутная вода предвещала бо-
лезнь и смерть. В древнеславянском фольклоре
известны образы «живой» и «мёртвой» воды.
В частности, находившаяся в доме в момент
смерти кого-либо из членов семьи вода приоб-
ретала свойства мёртвой.
Издревле существовавшие в сказках и пре-
даниях сведения о «живой» и «мертвой» воде
получили второе рождение в конце ХХ в. Иссле-
дования, проведенные во ВНИИ Медицинской
Техники [11, 12] и ряде других учреждений, по-
казали, что образующиеся в результате электро-
химической активации фракции воды характе-
ризуются различными свойствами. Собирающу-
юся в процессе электролиза у анода кислую воду
(анолит), благодаря её антибактериальному,
противовирусному и антимикозному действию,
стали называть «мертвой». Щелочная же, кон-
центрирующаяся у катода (католит), вода по-