Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  23 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 23 / 64 Next Page
Page Background

ОБЗОРЫ

23

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (12) 2015

следуя элементарной логике, можно предпола-

гать, что наиболее древние виды человеческой

деятельности, в том числе медицина, у разных

групп славян имели много общего. Это дало ос-

нование использовать в названии статьи прила-

гательное «славянская», хотя речь в ней пойдёт

в основном о русской традиционной медицине.

На фоне изобилия литературы по тради-

ционной китайской, индийской и тибетской

медицине, крайне скромно выглядит предста-

вительство научных данных по традиционной

славянской медицине (ТСМ). Вплоть до начала

третьего тысячелетия н.э. специальной литера-

туры по ТСМ за редкими исключениями [1] об-

наружить не удалось. В качестве отдельных глав

эти вопросы освещались в учебниках и моногра-

фиях по истории медицины [2-4]. Лишь в нача-

ле 2000-х гг. стали публиковаться первые книги

по этой теме [5]. ТСМне представлена ни в меж-

дународной [6], ни в отечественной [7] класси-

фикациях традиционной/комплементарной ме-

дицины. Первая попытка устранения этого не-

доразумения представлена в [8]. Целью данной

публикации является дальнейшее обоснование

правомочности включения ТСМ в разрабатыва-

емую классификационную номенклатуру ком-

плементарной медицины.

Медицина, основанная

на языческих верованиях

древних славян

Народная медицина в древней Руси, как и в

других странах, была частью языческой куль-

туры, где вместе с ритуальными обрядами и за-

клинаниями волхвов, ведунов и кудесников

с лечебными целями использовались растения,

продукты животного происхождения и мине-

ралы. Согласно историческим данным населе-

ние средневековой Руси являлось продолжени-

ем народов Великой Скифии, где в VII-VI вв.

до н.э. наряду с народной существовала и про-

фессиональная медицина

1

.

Исследование истории развития ТСМ за-

трудняется относительно малым числом со-

хранившихся письменных свидетельств о ней.

Собственно славянские тексты не сохранились

вследствие феодальных войн и иноземных на-

шествий. Важную роль сыграла христианиза-

ция древней Руси, перманентно искоренявшая

языческие традиции. В связи с этим главными

источниками сведений о самых ранних этапах

становления ТСМ стали результаты археологи-

1 Сказание о Словене и Русе и городе Словенске

http://2012god.ru/medicina-v-drevnej-rusi-i-skifii/

ческих исследований, фольклорные и этногра-

фические собрания, по которым можно судить,

что она соответствовала уровню культуры своей

эпохи [9]. Есть мнение, что русская народная

медицина, происходящая от язычества древних

славян, не знала жреческой организации, харак-

терной для первых этапов развития медицины

романских и германских народов [10].

Наиболее ранними у славян являлись культы

огня, воды и земли. Воде и огню приписывались

очищающие и охранные функции, земле – функ-

ции животворящие и охранные. Славяне почи-

тали огонь небесный (молния, солнце) и огонь

земной (домашний очаг, сакральный костер).

Небесный огонь соединял в себе два начала –

карающее, воплощенное позднее в образе Перу-

на; и очищающее, несущее свет, тепло, а вместе

с ними и жизнь. Это начало воплощалось в почи-

тании солнца и солнечных богов – Ярило (Яро-

вит), Сварог, Хорс, Дажьбог (Даждьбог).

По мнению древних славян, Земля возник-

ла из Воды. Культ Воды воплощался в особом

отношении к этой стихии в виде ключей, рек,

озёр, морей и колодцев не только как к необ-

ходимым источникам жизнеобеспечения. Это

отношение сохранилось и в христианских об-

рядах крещения и освящения воды. С водой

связаны мифологические образы девы Зари,

Марьи Моревны, русалок и водяного. Воде

и огню посвящен праздник Ивана Купалы. Об-

ливание водой в этот день было не только очи-

стительным, но и должно было способствовать

возникновению животворящего для земли до-

ждя. Вода представлялась не только средством

очищения тела, но и души, смывающим как бо-

лезни, так и грехи. Вода широко использовалась

в гаданиях, заговорах и толковании снов. При-

снившаяся грязная, мутная вода предвещала бо-

лезнь и смерть. В древнеславянском фольклоре

известны образы «живой» и «мёртвой» воды.

В частности, находившаяся в доме в момент

смерти кого-либо из членов семьи вода приоб-

ретала свойства мёртвой.

Издревле существовавшие в сказках и пре-

даниях сведения о «живой» и «мертвой» воде

получили второе рождение в конце ХХ в. Иссле-

дования, проведенные во ВНИИ Медицинской

Техники [11, 12] и ряде других учреждений, по-

казали, что образующиеся в результате электро-

химической активации фракции воды характе-

ризуются различными свойствами. Собирающу-

юся в процессе электролиза у анода кислую воду

(анолит), благодаря её антибактериальному,

противовирусному и антимикозному действию,

стали называть «мертвой». Щелочная же, кон-

центрирующаяся у катода (католит), вода по-