ОБЗОРЫ
26
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
Развитие народной и традиционной
медицины после крещения Руси
Начавшееся в XI-XII вв. распространение
христианства оказало существеннейшее вли-
яние на все аспекты культуры Древней Руси,
в том числе, и на развитие медицины. Христи-
анство приняло дело врачевания под свое не-
посредственное покровительство. Знаменитый
исследователь русской культуры митрополит
Серафим Чичагов писал: «Первые семена ме-
дицинских познаний внесены были в Россию
из Греции с принятием христианской религии,
а первыми распространителями медицины у нас
были монахи, преимущественно с Афонской
горы». Церковный устав Св. Владимира (996 г.)
объявил больницы церковными учреждениями,
а «лечцов» (врачей) – людьми церковными, под-
ведомственными епископу [цит. по 24].
Появившиеся после крещения Руси монасты-
ри были не только религиозными учреждениями,
но и очагами науки и культуры, занимались они
и лечебной деятельностью. До середины XVI в.
на Руси существовали только монастырские
больницы, в которых практиковали лечцы – мо-
нахи, которые стали первыми русскими врачами.
Они конкурировали с волхвами и кудесникам –
носителями языческих верований [25].
В древнейшем из дошедших до нас своде
русских законов, составленном при Ярославе
Мудром в первой четверти XI в., упоминают-
ся лечцы, передававшие секреты врачевания
по наследству. В 1073 и 1076 г. были записа-
ны «Изборники», в которых были перечисле-
ны некоторые болезни и приведены сведения
об их лечении, рекомендации о содержании тела
в чистоте, советы относительно питания в раз-
ные времена года. Упоминаются в «Изборнике»
и лечцы, которые лечат травами и мазями, а так-
же лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания
и «разрезать ткани».
В русской народной, а потом и традиционной
медицине широко использовались паровые бани,
где лечили простуду, болезни суставов и кожные
заболевания, вправляли вывихи, делали крово-
пускания и «накладывали горшки» – прообра-
зы современных лечебных банок. Во врачебной
практике использовали растения (полынь, кра-
пива, подорожник, листья и сок березы, кора
ясеня, лук, чеснок, хрен, позже – шиповник, ва-
лериановый и солодковый корень). То или иное
лечебное средство обычно подбиралось по ал-
лопатическому принципу: избыток холодного
лечили горячим, избыток влажного – сухим.
Например, в лечебнике XVII в. было записано:
с помощью лука «горячество лукавое истребляет
мокрость вредительную студеную». Применяли
средства животного происхождения – мёд, ко-
былье молоко (степные славяне), сырую печень
трески (северные славяне), «бобровую и кабаро-
жью струю». При желудочно-кишечных заболе-
ваниях использовали молочнокислые продукты,
при простудных заболеваниях и при обмороже-
нии – барсучий, гусиный, а при туберкулёзе со-
бачий жир. В качестве антисептического средства
применяли мочу человека и животных. При ожо-
гах использовали желчь животных и рыб. В ле-
чебной практике применяли различные минера-
лы и камни. Внутрь назначали медные опилки,
порошок золота применяли для припудривания
при заболеваниях кожи головы, при заболевани-
ях суставов прикладывали голубую глину. В чис-
ло лечебных средств входили: уксус, селитра, по-
таш, скипидар, медный купорос [4, 26]. В целом
перечисленные средства и методы мало чем от-
личались от используемых в то время другими
народами. Имевшиеся различия были обусловле-
ны климато – географическими особенностями
их проживания, а, следовательно – доступностью
тех или иных средств.
По сведениям Е.В. Багаева уникальным мето-
дом русской ТМ является древоприкладывание
или древолажение, в дальнейшем получившее
название «русская акупунктура» [27] Автором
был получен патент на этот метод со следующей
формулой. «Способ симптоматического лече-
ния заболеваний, заключающийся в воздействии
на рефлекторные или болевые зоны тела челове-
ка, отличающийся тем, что используют палочку,
заготовленную из дерева осины в момент новолу-
ния в течение первых 34 дней луны, которую под-
водят к телу пациента нижним концом, соответ-
ствующим нижней части дерева, совершая после-
довательные плавные поступательные движения
палочкой сверху вниз и в обратном направлении
до возникновения ее колебания или притяжения,
после чего производят плавные вращательные
движения осиновой палочкой против часовой
стрелки в области зон ее колебания или притяже-
ния, далее осуществляют воздействие на рефлек-
торные или болевые зоны осиновой палочкой,
заготовленной в момент полнолуния в течение
34 дней полной луны, подводя осиновую палочку
верхним концом, соответствующим верхней ча-
сти дерева, к рефлекторным или болевым зонам,
осуществляя плавные вращательные движения
палочкой по часовой стрелке, после чего совер-
шают несколько круговых движений палочкой
по часовой стрелке до границы энергетической
оболочки для восстановления ее целостности.
Проводят от 2 до 5 процедур длительностью
не менее 5 мин с перерывом не менее 1 дня» [28].