Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  26 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 26 / 64 Next Page
Page Background

ОБЗОРЫ

26

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (12) 2015

Развитие народной и традиционной

медицины после крещения Руси

Начавшееся в XI-XII вв. распространение

христианства оказало существеннейшее вли-

яние на все аспекты культуры Древней Руси,

в том числе, и на развитие медицины. Христи-

анство приняло дело врачевания под свое не-

посредственное покровительство. Знаменитый

исследователь русской культуры митрополит

Серафим Чичагов писал: «Первые семена ме-

дицинских познаний внесены были в Россию

из Греции с принятием христианской религии,

а первыми распространителями медицины у нас

были монахи, преимущественно с Афонской

горы». Церковный устав Св. Владимира (996 г.)

объявил больницы церковными учреждениями,

а «лечцов» (врачей) – людьми церковными, под-

ведомственными епископу [цит. по 24].

Появившиеся после крещения Руси монасты-

ри были не только религиозными учреждениями,

но и очагами науки и культуры, занимались они

и лечебной деятельностью. До середины XVI в.

на Руси существовали только монастырские

больницы, в которых практиковали лечцы – мо-

нахи, которые стали первыми русскими врачами.

Они конкурировали с волхвами и кудесникам –

носителями языческих верований [25].

В древнейшем из дошедших до нас своде

русских законов, составленном при Ярославе

Мудром в первой четверти XI в., упоминают-

ся лечцы, передававшие секреты врачевания

по наследству. В 1073 и 1076 г. были записа-

ны «Изборники», в которых были перечисле-

ны некоторые болезни и приведены сведения

об их лечении, рекомендации о содержании тела

в чистоте, советы относительно питания в раз-

ные времена года. Упоминаются в «Изборнике»

и лечцы, которые лечат травами и мазями, а так-

же лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания

и «разрезать ткани».

В русской народной, а потом и традиционной

медицине широко использовались паровые бани,

где лечили простуду, болезни суставов и кожные

заболевания, вправляли вывихи, делали крово-

пускания и «накладывали горшки» – прообра-

зы современных лечебных банок. Во врачебной

практике использовали растения (полынь, кра-

пива, подорожник, листья и сок березы, кора

ясеня, лук, чеснок, хрен, позже – шиповник, ва-

лериановый и солодковый корень). То или иное

лечебное средство обычно подбиралось по ал-

лопатическому принципу: избыток холодного

лечили горячим, избыток влажного – сухим.

Например, в лечебнике XVII в. было записано:

с помощью лука «горячество лукавое истребляет

мокрость вредительную студеную». Применяли

средства животного происхождения – мёд, ко-

былье молоко (степные славяне), сырую печень

трески (северные славяне), «бобровую и кабаро-

жью струю». При желудочно-кишечных заболе-

ваниях использовали молочнокислые продукты,

при простудных заболеваниях и при обмороже-

нии – барсучий, гусиный, а при туберкулёзе со-

бачий жир. В качестве антисептического средства

применяли мочу человека и животных. При ожо-

гах использовали желчь животных и рыб. В ле-

чебной практике применяли различные минера-

лы и камни. Внутрь назначали медные опилки,

порошок золота применяли для припудривания

при заболеваниях кожи головы, при заболевани-

ях суставов прикладывали голубую глину. В чис-

ло лечебных средств входили: уксус, селитра, по-

таш, скипидар, медный купорос [4, 26]. В целом

перечисленные средства и методы мало чем от-

личались от используемых в то время другими

народами. Имевшиеся различия были обусловле-

ны климато – географическими особенностями

их проживания, а, следовательно – доступностью

тех или иных средств.

По сведениям Е.В. Багаева уникальным мето-

дом русской ТМ является древоприкладывание

или древолажение, в дальнейшем получившее

название «русская акупунктура» [27] Автором

был получен патент на этот метод со следующей

формулой. «Способ симптоматического лече-

ния заболеваний, заключающийся в воздействии

на рефлекторные или болевые зоны тела челове-

ка, отличающийся тем, что используют палочку,

заготовленную из дерева осины в момент новолу-

ния в течение первых 34 дней луны, которую под-

водят к телу пациента нижним концом, соответ-

ствующим нижней части дерева, совершая после-

довательные плавные поступательные движения

палочкой сверху вниз и в обратном направлении

до возникновения ее колебания или притяжения,

после чего производят плавные вращательные

движения осиновой палочкой против часовой

стрелки в области зон ее колебания или притяже-

ния, далее осуществляют воздействие на рефлек-

торные или болевые зоны осиновой палочкой,

заготовленной в момент полнолуния в течение

34 дней полной луны, подводя осиновую палочку

верхним концом, соответствующим верхней ча-

сти дерева, к рефлекторным или болевым зонам,

осуществляя плавные вращательные движения

палочкой по часовой стрелке, после чего совер-

шают несколько круговых движений палочкой

по часовой стрелке до границы энергетической

оболочки для восстановления ее целостности.

Проводят от 2 до 5 процедур длительностью

не менее 5 мин с перерывом не менее 1 дня» [28].