ОБЗОРЫ
29
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
в основном лишь в качестве частного направ-
ления деятельности общественного движения
неоязычества. Зародившееся в 1980-х гг., полу-
чившее официальный статус в виде регистрации
14.02.1994 г. минюстом РФ организации под на-
званием «Московская славянская языческая
община», это движение ныне под названием
«Велесов Круг» объединяет 9 общин, действу-
ющих в России, Белоруссии и Украине [29, 30].
Русская Православная Церковь закономерно
жёстко противодействует распространению не-
оязычества, но с пониманием относится к воз-
рождению народной медицины.
В предисловии к сборнику [31] канди-
дат медицинских наук, председатель Санкт-
Петербургского общества Православных вра-
чей имени Святителя Луки (Войно-Ясенецко-
го) пишет, что
″между традиционной народной
медициной и целительством нет ничего общего.
Традиционная народная медицина предлагает ле-
чение телесного состава человека, целительство
предлагает вторжение в духовный мир человека.
Кроме того, к понятию «целительство» в насто-
ящее время относятся экстрасенсорика, биоэнер-
гетика, колдовство, магия и прочие оккультные
методы воздействия. Такое отождествление на-
родной медицины и целительства глубоко ошибоч-
но и неправомочно. Поэтому, если традиционная
медицина признается Православной Церковью,
то целительство во всех вышеперечисленных фор-
мах является объектом борьбы Церкви, как одно
из проявлений демонизма, калечащего в начале
XXI века тысячи и миллионы человеческих душ″
.
Комментируя приведённую цитату, заметим,
что термин «целительство», в своём исходном
значении обозначает целостный (холистиче-
ский) подход к здоровью человека. Не будучи
скомпрометированным частыми ассоциация-
ми со всякого рода шарлатанством, он может
служить синонимом признаваемой современ-
ной наукой интегративной медицины [32-34].
По поводу экстрасенсорики автор, именем ко-
торого названо общество Православных врачей
писал: «
Блаженны люди, для которых все так
просто и ясно. Им незачем утомлять свое по-
верхностное мышление глубокой работой изучения
и объяснения нового и неведомого. Они всегда объ-
ясняют новое и необыкновенное только старым
и обыкновенным. Для них безусловно авторитетна
только наука,… А все невмещающееся в старые
научные рамки они просто отвергают как суеве-
рия и бабьи сказки.
» [35].
Молитва (prayer) включена в действующую
международную номенклатуру комплемен-
тарной медицины [6]. Медицина всегда была
тесно связана с религией, в древности священ-
нослужители выступали в роли врачевателей,
как души, так и тела. Немало примеров этого
«совместительства» имеется и ныне. В настоя-
щее время имеются экспериментальные доказа-
тельства того, что эффективность религиозной
стратегии преодоления страдания эффективнее
нерелигиозной – основанной на контроле боли.
Подтверждено, что комплекс представлений,
ожиданий и поведенческих стратегий человека,
которые обусловливают его религиозность, по-
могает верующим лучше справиться с болью.
Интеграция медицинских и религиозных под-
ходов может повысить качество оказываемой
помощи больным [36].
Автор ограничивается рассмотрением вопро-
сов, роли религии при болевых синдромах. Учи-
тывая, что примерно 80% заболеваний сопрово-
ждаются болью, эти выводы можно распростра-
нить на современную медицину в целом. Ныне
многие христиане, в том числе представители
научной интеллигенции, регулярно используют
обряды причащения и соборования, твёрдо веря
в их целительную силу. В русском православии
почитаются святые угодники, молитвы которым
помогают исцелению от тех или иных заболева-
ний. Администрация ряда крупных российских
клиник выделяет помещения для больничных
церквей и часовен, справедливо полагая что это
способствует духовной поддержке, облегчению
состояние больных и ускорению их выздоровле-
ния. Таким образом, православная религиозная
практика фактически присутствует в формате
комплементарной медицины современной Рос-
сии.
Древнеславянская [22] (русская) здрава
14
,
в своей основе является близким аналогом
разнообразных вариантов йоги, пользующей-
ся большой популярностью во всём мире [37].
Можно предполагать, что при одинаковой до-
ступности индийской йоги и её славянского
аналога многие русские предпочтут последнюю,
как более близкую им по духу. В этом же аспек-
те представляет интерес и древнерусский метод
древоприкладывания (русской акупунктуры)
[27, 28], который можно рассматривать как аль-
тернативу классической акупунктуре. Безуслов-
но, для подтверждения или опровержения этих
предположений нужны сравнительные иссле-
дования, которые следует проводить совмест-
ными усилиями государственных профильных
учреждений и профессиональных ассоциаций.
При получении доказательных данных об эф-
фективности и безопасности этих средств и ме-
14
http://www.slavyanskaya-kultura.ru/health/folkmedicine/drevneslavjanskaja-zdrava.html