Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  29 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 29 / 64 Next Page
Page Background

ОБЗОРЫ

29

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (12) 2015

в основном лишь в качестве частного направ-

ления деятельности общественного движения

неоязычества. Зародившееся в 1980-х гг., полу-

чившее официальный статус в виде регистрации

14.02.1994 г. минюстом РФ организации под на-

званием «Московская славянская языческая

община», это движение ныне под названием

«Велесов Круг» объединяет 9 общин, действу-

ющих в России, Белоруссии и Украине [29, 30].

Русская Православная Церковь закономерно

жёстко противодействует распространению не-

оязычества, но с пониманием относится к воз-

рождению народной медицины.

В предисловии к сборнику [31] канди-

дат медицинских наук, председатель Санкт-

Петербургского общества Православных вра-

чей имени Святителя Луки (Войно-Ясенецко-

го) пишет, что

″между традиционной народной

медициной и целительством нет ничего общего.

Традиционная народная медицина предлагает ле-

чение телесного состава человека, целительство

предлагает вторжение в духовный мир человека.

Кроме того, к понятию «целительство» в насто-

ящее время относятся экстрасенсорика, биоэнер-

гетика, колдовство, магия и прочие оккультные

методы воздействия. Такое отождествление на-

родной медицины и целительства глубоко ошибоч-

но и неправомочно. Поэтому, если традиционная

медицина признается Православной Церковью,

то целительство во всех вышеперечисленных фор-

мах является объектом борьбы Церкви, как одно

из проявлений демонизма, калечащего в начале

XXI века тысячи и миллионы человеческих душ″

.

Комментируя приведённую цитату, заметим,

что термин «целительство», в своём исходном

значении обозначает целостный (холистиче-

ский) подход к здоровью человека. Не будучи

скомпрометированным частыми ассоциация-

ми со всякого рода шарлатанством, он может

служить синонимом признаваемой современ-

ной наукой интегративной медицины [32-34].

По поводу экстрасенсорики автор, именем ко-

торого названо общество Православных врачей

писал: «

Блаженны люди, для которых все так

просто и ясно. Им незачем утомлять свое по-

верхностное мышление глубокой работой изучения

и объяснения нового и неведомого. Они всегда объ-

ясняют новое и необыкновенное только старым

и обыкновенным. Для них безусловно авторитетна

только наука,… А все невмещающееся в старые

научные рамки они просто отвергают как суеве-

рия и бабьи сказки.

» [35].

Молитва (prayer) включена в действующую

международную номенклатуру комплемен-

тарной медицины [6]. Медицина всегда была

тесно связана с религией, в древности священ-

нослужители выступали в роли врачевателей,

как души, так и тела. Немало примеров этого

«совместительства» имеется и ныне. В настоя-

щее время имеются экспериментальные доказа-

тельства того, что эффективность религиозной

стратегии преодоления страдания эффективнее

нерелигиозной – основанной на контроле боли.

Подтверждено, что комплекс представлений,

ожиданий и поведенческих стратегий человека,

которые обусловливают его религиозность, по-

могает верующим лучше справиться с болью.

Интеграция медицинских и религиозных под-

ходов может повысить качество оказываемой

помощи больным [36].

Автор ограничивается рассмотрением вопро-

сов, роли религии при болевых синдромах. Учи-

тывая, что примерно 80% заболеваний сопрово-

ждаются болью, эти выводы можно распростра-

нить на современную медицину в целом. Ныне

многие христиане, в том числе представители

научной интеллигенции, регулярно используют

обряды причащения и соборования, твёрдо веря

в их целительную силу. В русском православии

почитаются святые угодники, молитвы которым

помогают исцелению от тех или иных заболева-

ний. Администрация ряда крупных российских

клиник выделяет помещения для больничных

церквей и часовен, справедливо полагая что это

способствует духовной поддержке, облегчению

состояние больных и ускорению их выздоровле-

ния. Таким образом, православная религиозная

практика фактически присутствует в формате

комплементарной медицины современной Рос-

сии.

Древнеславянская [22] (русская) здрава

14

,

в своей основе является близким аналогом

разнообразных вариантов йоги, пользующей-

ся большой популярностью во всём мире [37].

Можно предполагать, что при одинаковой до-

ступности индийской йоги и её славянского

аналога многие русские предпочтут последнюю,

как более близкую им по духу. В этом же аспек-

те представляет интерес и древнерусский метод

древоприкладывания (русской акупунктуры)

[27, 28], который можно рассматривать как аль-

тернативу классической акупунктуре. Безуслов-

но, для подтверждения или опровержения этих

предположений нужны сравнительные иссле-

дования, которые следует проводить совмест-

ными усилиями государственных профильных

учреждений и профессиональных ассоциаций.

При получении доказательных данных об эф-

фективности и безопасности этих средств и ме-

14

http://www.slavyanskaya-kultura.ru/health/folkmedicine/

drevneslavjanskaja-zdrava.html