ОБЗОРЫ
24
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (12) 2015
лучила образное название «живой» в связи с её
антиоксидантными, иммуностимулирующими,
детоксицирующими и регенерирующими ткани
свойствами. Исходя из выявленных биологиче-
ских эффектов, как анолит, так и католит имеют
различные показания к медицинскому примене-
нию, что, однако, не исключает их совместного
использования. Разумеется, речь не идёт о реа-
нимирующих возможностях католита и смер-
тоносных (по крайней мере, в терапевтических
дозах) анолита
2
.
Особенности физических свойств воды
и многочисленные короткоживущие водород-
ные связи между соседними атомами водорода
и кислорода в молекуле воды обеспечивают об-
разование особых структур-ассоциатов (кла-
стеров), воспринимающих, хранящих и пере-
дающих самую различную информацию. Вода,
состоящая из множества кластеров различных
типов, образует иерархическую пространствен-
ную жидкокристаллическую структуру, которая
может воспринимать и хранить большие объемы
информации [13, 14]. Исследования японского
ученого и целителя Масару Эмото показывают,
что вода способна впитывать, хранить и пере-
давать человеческие мысли и эмоции. Форма
кристаллов льда, образующихся при замерзании
воды, не только зависит от ее чистоты, но и из-
меняется в зависимости от того, какую над этой
водой исполняют музыку, какие ей показыва-
ют изображения и произносят слова, и даже
от того, думают люди о ней или не обращают
на нее внимания. Исходя из результатов своих
исследований, автор считает воду связующим
звеном между духом и материей. Учитывая,
что вода является самой распространённой при-
родной субстанцией, автор полагает возможным
исцеление человечества и планеты путём созна-
тельного культивирования важнейших позитив-
ных «вибраций» любви и признательности [15]
Наряду со стихиями воды, огня и земли древ-
неславянские представления о мироустрой-
стве включали такие категории, как Явь, Навь
и Правь. Cогласно [16] слово «явь» обозначает
действительность – олицетворяет проявленный
(реальный, материальный) мир.
Навь
– «He-
Явь», «не проявленное» – мир, существующий
в природе, но не доступный нашему восприя-
тию. В толковом словаре В.И. Даля трактуется
как встречающийся в некоторых губерниях си-
ноним слов мертвец, покойник, усопший, умер-
ший. Академик Б.А. Рыбаков [17] определяет
Навьи как невидимые души мертвецов. В совре-
менном неоязычестве Навь трактуется как апри-
2
http://voda21vek.by/question/21.htmlорное, потенциальное состояние мира, предше-
ствующее созданной Творцом Яви. Правь «пра-
вящее», «управляющее» трактуется как единый
целостный комплекс законов развития вселен-
ной, олицетворение общего закона соответствия
и взаимодействия миров Яви иНави [18]. Соглас-
но [19] слово «Правь» в аутентичных источниках
по мифологии и фольклору не упоминается и яв-
ляется лексическим нововведением. При этом
авторы предполагают, что Правь исходно входи-
ла в триаду под каким-то иным названием. Неко-
торые представители неоязычества [20] считают,
что название «православие» (от славить Правь)
является «
дохристианским названием религии сла-
вян»
, поэтому называют свою религию «Родная
православная вера»
3
или «Славянская православ-
ная вера»
4
.
Триединство
тела, души и духа, отра-
жённое в виде святой троицы – один из основ-
ных символов христианства (рис. 1).
Универсальная идея
триединого мироустрой-
ства характерна не только для языческого веро-
вания древних славян.
На триаде Небо-Человек-
Земля основан наиболее ранний из известных
китайских философских текстов «Книга Пере-
мен» (И-цзин), содержащая 64 гексаграммы,
каждая из которых представлена сочетанием
двух триграмм, где человек представлен как объ-
ект, располагающийся между небом и землёй.
Широко известный символ Великого Преде-
ла ТАЙ ЦЗИ объединяет две противополож-
ных, взаимодополняющих категории Инь и Ян
в единое целое. Основополагающим положе-
нием древнекитайской натурфилософии явля-
ется учение о Дао – Великом Пределе (пути),
объединяющем противоположности Инь и Ян.
Просматривается аналогичность понятий Дао
и Прави и, хотя и менее очевидная, Инь –
с Явью, а Ян – с Неявью (рис. 2, 3).
Символика троичности мироустройства ши-
роко представлена в различных эзотерических
и религиозно-мистических учениях [21]. Две
триады, образующиеся наложением друг на друга
двух равносторонних треугольников (звезда Да-
вида), обычно ассоциирующаяся с иудаизмом,
но исходно появившаяся как межэтнический
символ являет собой древний символ мироу-
стройства. По сведениям
5
шестиконечная звезда
(гексаграмма) возникла в начале неолита, когда
появились изображения зубчатых розеток с ше-
стью знаками облаков, орошающих землю. Гек-
саграммы трактуются как символ гармонии мате-
рии и духа, мужского и женского начал (рис. 4).
3
http://alatyr.org.ua4
http://pravislava.al.ru/history.htm5
http://one_vision.jofo.ru/308357.html