ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
48
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (11) 2015
Процедуру Чылдаг можно разделить на не-
сколько частей. Сначала целитель рассматривает
пациента, задаёт несколько вопросов по поводу
его жалоб, переносимости и неприятия запахов
и вкусовых ощущений, характера сна. В зависи-
мости от жалоб процесс сбора информации мо-
жет занять не менее 10–15минут.
По окончании осмотра и опроса пациент раз-
девается, помощники целителя обтирают тело
пациента влажным полотенцем пропитанным
травами – дезинфекторами. В состав жидкости
для обтирания входят чистотел, календула, ла-
ванда и мята перечная и иногда цветочные мас-
ла. По мнению целителей каждый ингредиент
несет в себе энергию очищения. При приготов-
лении настоя каждый ингредиент добавляется
в охлажденном виде, а перемешивание состав-
ляющих проводится в цилиндрическом сосуде
плавным вращением.
После обтирания травами, пациента уклады-
вают на кушетку. Целитель или его помощник
разжигают курительные травы и окуривают по-
мещение дымом тлеющих трав в течении 3-5
мин. Аромат трав – приторно горький, в зави-
симости от информации собранной у пациента,
в окуривании используют различиные составы
трав. Это может быть мелиса, полынь горькая,
а так же семена некоторых растений, названия
которых мне перевести не удалось. Некоторые
ингредиенты соответствуют известным показа-
ниям к их применению. Поскольку большин-
ство приходящих на чылдаг-терапию – это люди
испытавшие страх и стресс, то в качестве посто-
янного ингредиента присутствует полынь. Ее
количество не одинаково и зависти от возраста
пациента и времени давности пережитого им со-
бытия. В Азербайджане знания о целебных свой-
ствах полыни известны с древних времен, до сих
пор она считается лекарственным средством,
которое дает жизнь и изгоняет хворь. Полынь
растет в виде сорняка везде, где есть хотя бы не-
много песка и земли. После ритуального оку-
ривания пациент успокаивается и погружается
в поверхностный сон. Успокоение пациента на-
блюдается по расслаблению мимических мышц.
Затем наступает основная часть процедуры,
которая может быть как простой или сочетан-
ной. Простая процедура проводится быстрым
и беглым касание уже установленных зон, эти
зоны воздействия выбираются во время опроса.
При отсутствии информативных данных опро-
са, прибегают к ощупыванию пульса, ритмы ко-
торого показывают глубину пережитого стресса.
Попытка выявления аналогии с традиционной
восточной пульсовой диагностикой успехом
не увенчалась, ибо информация такого рода
доступна только членам семьи. Длительность
основной части процедуры Чылдаг обычно за-
нимает от 1 до 3 мин. Более длительные воздей-
ствия могут вызвать ухудшение состояния паци-
ента. Однако в некоторых случаях экспозиция
тепла над зонами воздействия может достигать
и 20–30 минут.
Сочетанная процедура проводится одно-
временно двумя целителями. Один из них бег-
ло проходится по заданным точкам, а другой
тем временем прогревает отдаленные зоны.
В некоторых случаях, если оказывать воздей-
ствие только на зоны повреждения, то можно
вызвать неправильное перераспределение тепла
во всем теле и, что бы это не происходило, ис-
пользуют данную методику. Метод сочетанного
воздействия теплом может занимать от 10 до 20
минут.
После проведения процедуры, тело пациен-
та обтирают тем же составом настоянных трав,
что и до процедуры, а затем одним касанием об-
тирают маслом кунжута или тмина. Масло удер-
живает тепло в прогретых зонах и продлевает
эффект от Чылдаг терапии. Число таких проце-
дур может быть от 2 до 7.
Удивительно было узнать и увидеть, как це-
лители, ничего не знающие о китайской индий-
ской и тибетской медицине, делают кровопу-
скание из точек Шу, предварительно используя
наложение микро банок на точки акупунктуры.
В отличие от принятого на западе кровопуска-
ния, которое делали цирюльники, кровопуска-
ние у азербайджанских целителей капельное.
Опять мы видим перекрест с медициной Китая
и Тибета. Китайские врачи, выпуская капли
крови в тех или иных точках акупунктуры пред-
упреждают о том, что кровопускание по объему
может быть размером с рисовое зерно или мак-
симум с фасолевое. Большее количество мо-
жет привести к тяжелым нарушениям энергии
крови, которая генерируется в теле и в энерге-
тических меридианах во время актов дыхания.
И так же, как в китайской медицине кровопу-
скание делается при избытке или застое крови
на пути меридианов.
Таким образом, можно предположить,
что метод Чылдаг и кровопускание являются
неким не проработанным с научной точки зре-
ния методами воздействия на организм чело-
века. И возможно они в своем происхождени-
ем уходят корнями вглубь веков через Мидию
Атропатену в древний Египет. [6-15] Необхо-
димо заметить, что в Азербайджане корни эти
связывают не с Китаем, а с Персией и покло-
нением огню. В Иране до сих пор, невзирая
на доминирующее исламское присутствие, есть