Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  47 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 47 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

47

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 1 (11) 2015

ных кадров, традиционная медицина Азербайд-

жана, в плане подробного изучения конкретных

методов лечения, так и остается вне их интере-

сов. При этом методы традиционной медицины

в Азербайджане существовали с древних времен,

а некоторые практикуются и сейчас. Например:

Чылдаг, Чепчи, и Сыныгчи. Наиболее распро-

странённым и заслуживающим внимания явля-

ется метод Чылдаг.

Чылдаг

Азербайджан – в переводе с древнего наречия

означает «страна священного огня». Возможно,

название страны связано с её богатыми нефтью

и газом недрами. До настоящего времени на тер-

ритории Азербайджана есть места, в которых на-

блюдается спонтанное воспламенение участков

скалистой части земли, подле которых в древние

времена были построены храмы огнепоклонни-

ков [2]. Огонь, как одна из стихий являлся, ме-

тодом лечебного воздействия на организм чело-

века, нашел свое место в жизни азербайджанцев

с далёкой древности по настоящее время. [3]

До сих пор в местах паломничества местного

населения присутствуют народные целители,

практикующие метод прижигания огненной ве-

тошью – Чылдаг.

Народные целители используют мягкую

хлопковую ткань для того чтобы завернуть

в нее небольшое количество прессованной по-

лыни горькой. Затем поджигают ее и точечным

движением касаются поверхности тела больно-

го. Как правило, широко используются точки

расположенные на лобной части лица, точки

предплечий и кистей и, конечно же, точки рас-

положенные от коленей до пальцев ног. Подоб-

ная методика широко описана в традиционной

китайской медицине, носит называние Цзю

(точечное прижигание) [4,5]. В Азербайджане

этот метод имеет свое название – Чылдаг (при-

жигание или разжигание). Это слово относится

к устаревшим словам и возможно берет свое на-

чало примерно в то время что и древнее государ-

ство Мидия.

Интерес так же представляет сочетание мето-

да прижигания и кровопускания. Эту процедуру

обычно проводят ранней весной в преддверьях

весеннего равноденствия, которое совпадает

с праздником новруз (дословно – новый рас-

цвет). Целители, использующие данную ме-

тодику, не имеют медицинского образования,

а порой и никакого образования кроме средне-

го. Как правило, это очень религиозные и бого-

боязненные люди, получившие информацию

о лечении тех или иных состояний от старшего

поколения, а те, у еще более старшего. Народ-

ные целители в Азербайджане считают, что кор-

ни происхождения Чылдаг следует искать в Ира-

не, а в исторической ретроспективе – в Персии

в обрядах огнепоклонников. Возможно истори-

ческие источники о развитии науки и медицины

на территории Атропатены (Мидии Атропате-

ны), Ирана и Азербайджана за последнюю тыся-

чу лет мигрировали в стены библиотек академии

изучения ислама и науки в Саудовской Аравии,

или же находятся в британской академии исто-

рии и естествознания, в которые доступ ограни-

чен [6-15].

При детальном рассмотрении техники при-

жигания, проводимой в Азербайджане видно,

что воздействие оказывается на точки Шу ме-

ридиана мочевого пузыря, Мо канала почек,

но большой популярностью среди целителей ис-

пользуются точки Юань соответствующие точ-

кам первоэлементов. По заявлениям практиков

Чылдаг, выбор точек для прижигания осущест-

вляется на основании мимики пациента. В ос-

новном Чылдаг используется для нормализации

психоэмоциональной сферы после перенесен-

ных стрессов и эмоциональных потрясений та-

ких, как испуг. Лечение проводится в течение

3-4 дней. Схемы лечения передаются в стихот-

ворно-заговорной форме, представляя собой

пример того, как знания передаются от учителя

к ученику путем вербального контакта. Картина

передачи секретов целительства напоминает ма-

неру передачи информации, которой придержи-

вались учителя исторических времен.

Народные целители были крайне удивле-

ны, узнав, что данная методика используется

во всем мире и относится к китайской тради-

ционной медицине. Если учесть, что практи-

ки Чылдаг живут в условиях информационной

изолированности, как арабские бедуины, не вы-

ходя за пределы своего ареала, то возникает

некоторое сомнение в общепринятом мнении

об абсолютной принадлежности происхожде-

ния метода Цзю только китайскому наследию.

Практикующие Чылдаг целители проводят про-

цедуры произнося в рифму словосочетания,

напоминающие по своему звучанию считалку

или слова, сложенные в рифму с каким-то за-

гадочным смыслом, непонятные для непосвя-

щенного и являющимся таинством передачи

знания внутри семьи. Известно, что точки аку-

пунктуры в китайской медицине имеют свои

эзотерические обозначения и многие в переводе

на русский язык звучат как микро фрагменты,

какой-то поэмы. Возможно врачи древнего Ки-

тая так же запоминали схемы лечения или даже

карты точек акупунктуры по типу некой поэмы.