ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
47
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (11) 2015
ных кадров, традиционная медицина Азербайд-
жана, в плане подробного изучения конкретных
методов лечения, так и остается вне их интере-
сов. При этом методы традиционной медицины
в Азербайджане существовали с древних времен,
а некоторые практикуются и сейчас. Например:
Чылдаг, Чепчи, и Сыныгчи. Наиболее распро-
странённым и заслуживающим внимания явля-
ется метод Чылдаг.
Чылдаг
Азербайджан – в переводе с древнего наречия
означает «страна священного огня». Возможно,
название страны связано с её богатыми нефтью
и газом недрами. До настоящего времени на тер-
ритории Азербайджана есть места, в которых на-
блюдается спонтанное воспламенение участков
скалистой части земли, подле которых в древние
времена были построены храмы огнепоклонни-
ков [2]. Огонь, как одна из стихий являлся, ме-
тодом лечебного воздействия на организм чело-
века, нашел свое место в жизни азербайджанцев
с далёкой древности по настоящее время. [3]
До сих пор в местах паломничества местного
населения присутствуют народные целители,
практикующие метод прижигания огненной ве-
тошью – Чылдаг.
Народные целители используют мягкую
хлопковую ткань для того чтобы завернуть
в нее небольшое количество прессованной по-
лыни горькой. Затем поджигают ее и точечным
движением касаются поверхности тела больно-
го. Как правило, широко используются точки
расположенные на лобной части лица, точки
предплечий и кистей и, конечно же, точки рас-
положенные от коленей до пальцев ног. Подоб-
ная методика широко описана в традиционной
китайской медицине, носит называние Цзю
(точечное прижигание) [4,5]. В Азербайджане
этот метод имеет свое название – Чылдаг (при-
жигание или разжигание). Это слово относится
к устаревшим словам и возможно берет свое на-
чало примерно в то время что и древнее государ-
ство Мидия.
Интерес так же представляет сочетание мето-
да прижигания и кровопускания. Эту процедуру
обычно проводят ранней весной в преддверьях
весеннего равноденствия, которое совпадает
с праздником новруз (дословно – новый рас-
цвет). Целители, использующие данную ме-
тодику, не имеют медицинского образования,
а порой и никакого образования кроме средне-
го. Как правило, это очень религиозные и бого-
боязненные люди, получившие информацию
о лечении тех или иных состояний от старшего
поколения, а те, у еще более старшего. Народ-
ные целители в Азербайджане считают, что кор-
ни происхождения Чылдаг следует искать в Ира-
не, а в исторической ретроспективе – в Персии
в обрядах огнепоклонников. Возможно истори-
ческие источники о развитии науки и медицины
на территории Атропатены (Мидии Атропате-
ны), Ирана и Азербайджана за последнюю тыся-
чу лет мигрировали в стены библиотек академии
изучения ислама и науки в Саудовской Аравии,
или же находятся в британской академии исто-
рии и естествознания, в которые доступ ограни-
чен [6-15].
При детальном рассмотрении техники при-
жигания, проводимой в Азербайджане видно,
что воздействие оказывается на точки Шу ме-
ридиана мочевого пузыря, Мо канала почек,
но большой популярностью среди целителей ис-
пользуются точки Юань соответствующие точ-
кам первоэлементов. По заявлениям практиков
Чылдаг, выбор точек для прижигания осущест-
вляется на основании мимики пациента. В ос-
новном Чылдаг используется для нормализации
психоэмоциональной сферы после перенесен-
ных стрессов и эмоциональных потрясений та-
ких, как испуг. Лечение проводится в течение
3-4 дней. Схемы лечения передаются в стихот-
ворно-заговорной форме, представляя собой
пример того, как знания передаются от учителя
к ученику путем вербального контакта. Картина
передачи секретов целительства напоминает ма-
неру передачи информации, которой придержи-
вались учителя исторических времен.
Народные целители были крайне удивле-
ны, узнав, что данная методика используется
во всем мире и относится к китайской тради-
ционной медицине. Если учесть, что практи-
ки Чылдаг живут в условиях информационной
изолированности, как арабские бедуины, не вы-
ходя за пределы своего ареала, то возникает
некоторое сомнение в общепринятом мнении
об абсолютной принадлежности происхожде-
ния метода Цзю только китайскому наследию.
Практикующие Чылдаг целители проводят про-
цедуры произнося в рифму словосочетания,
напоминающие по своему звучанию считалку
или слова, сложенные в рифму с каким-то за-
гадочным смыслом, непонятные для непосвя-
щенного и являющимся таинством передачи
знания внутри семьи. Известно, что точки аку-
пунктуры в китайской медицине имеют свои
эзотерические обозначения и многие в переводе
на русский язык звучат как микро фрагменты,
какой-то поэмы. Возможно врачи древнего Ки-
тая так же запоминали схемы лечения или даже
карты точек акупунктуры по типу некой поэмы.