Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  49 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 49 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

49

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 1 (11) 2015

народности, исповедующие зороастризм – ог-

непоклонство, и, возможно, они могут пролить

свет на происхождение некоторых целитель-

ных методик практикующихся на территории

Азербайджана. Может возникнуть логичный

вопрос, а в Персии на тот момент, откуда взя-

лась данная метода? Однако это предмет спе-

циального исследования с привлечением спе-

циалистов по истории древнего мира.

Чепчи и Сыныгчи

Помимо Чылдаг в традиционной медицине

Азербайджана известны ещё два метода. Пер-

вый – это метод профилактики и лечения лор

органов получившее широкую популярность

в народе – Чепчи (продувание носоглоточной

части для извлечения кусочков попавшей туда

и застрявшей пищи). Термин Чепчи происходит

от азербайджанского «чеп» – кусочек. Основны-

ми обращающимися бывают дети от 1 до 5 лет,

возможно, вследствие возрастных особенностей

строения лор органов. Надо сказать, что обще-

ство не однозначно воспринимает данную мето-

дику. Для многих это один из видов шарлатан-

ства [16]. Но, как правило, осуждающими явля-

ются те, кто никогда не обращался за подобной

помощью. Те же, кто за ней обращался, говорят,

что метод реально помог их детям.

И конечно же необходимо сказать о всем из-

вестным в Азербайджане костоправах целите-

лях – Сыныгчи. Сыныг переводится как пере-

лом. Эти целители живут в отдаленных дерев-

нях, как правило, большинство из них по роду

своей основной деятельности являются пастуха-

ми. От своих предков они унаследовали знания

лечения переломов, вывихов и ушибов. В своей

практике они используют полоски ткани, муку

или крахмал, целебные травы снимающие вос-

паление, а так же животный жир, применяемый

в местах травмы.

Следует надеяться, что продолжающиеся

в Институте рукописей Национальной Ака-

демии Наук Азербайджана работы, помогут

шире осветить содержание и историю фор-

мирования методов традиционной медицины

Азербайджана.

Литература

1. АлекперлиФ. Главный секрет Востока–праг-

матизм и любовь к прекрасному.

www.anl.az/

down/meqale/azerizv/2010/avgust/ 129890.htm

2. Мамедзаде М.. Строительное искусство

Азербайджана (с древнейших времен

до XIX в.), Баку, 1983:

3. Алекперов Ф. У. Истоки традиционной ме-

дицины средневекового Азербайджана.

Баку, Орнак, 1999, 36 С.

4. Овечкин А.М. Основы чжень дзю терапии.

Издательство «ГОЛОС» 1991

5. Ян Цзичжоу. Большие достижения чжэнь-

цзю (Чжэнь цзю да чэн)/Пер. Б. Б. Вино-

гродского. М., 2007;

6. Zysk, K. Medicine in the Veda: Religious healing

in the Veda Motilal Banarisidas, Delhi 1996

7. Zysk, K. Asceticism and Healing in Ancient

India: Medicine in The Buddhist Monastery,

Motilal Banarisidas, Delhi 1998

8. Benjamin Lee Gordon. Medicine throughout

Antiquity. 1949.

9. Guthrie, W.K. C. A History of Greek

Philosophy. Volume I: The earlier Presocratics

and the Pythagoreans. Cambridge University

Press: New York, 1962

10. Zaehner, Richard Charles (1961). The Dawn

and Twilight of Zoroastrianism. New York:

Putnam

11. Kellens, Jean (1989). «Avesta». Encyclopedia

Iranica 3. New York: Routledge & Kegan Paul.

12. M. Meyerhof, Science and medicine. In:

T. Arnold and A. Guillaume, Editors, The legacy

of islam, Oxford University Press, London

(1952)

13. А. Gorji et al. History of epilepsy in Medieval

Iranian medicine. Neurosci-Biobehav-Rev.

2001 Jul

14. For the Vendidad and Persian Medicine in

general, see Darmesteter trans of The Zend-

Avesta, Part I

15. Мohammad-Hossein Azizi. History of Ancient

Medicine in Iran. Arch Iranian Med 2007

16. Агаева Ч. Чилдаг, чепчу и другие: кто и как

нас лечит.

http://open.az/novosti/raznye/

129401-childag-chepchu-i-drugie-kto-i-kak-

nas-lechit.html