ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
49
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (11) 2015
народности, исповедующие зороастризм – ог-
непоклонство, и, возможно, они могут пролить
свет на происхождение некоторых целитель-
ных методик практикующихся на территории
Азербайджана. Может возникнуть логичный
вопрос, а в Персии на тот момент, откуда взя-
лась данная метода? Однако это предмет спе-
циального исследования с привлечением спе-
циалистов по истории древнего мира.
Чепчи и Сыныгчи
Помимо Чылдаг в традиционной медицине
Азербайджана известны ещё два метода. Пер-
вый – это метод профилактики и лечения лор
органов получившее широкую популярность
в народе – Чепчи (продувание носоглоточной
части для извлечения кусочков попавшей туда
и застрявшей пищи). Термин Чепчи происходит
от азербайджанского «чеп» – кусочек. Основны-
ми обращающимися бывают дети от 1 до 5 лет,
возможно, вследствие возрастных особенностей
строения лор органов. Надо сказать, что обще-
ство не однозначно воспринимает данную мето-
дику. Для многих это один из видов шарлатан-
ства [16]. Но, как правило, осуждающими явля-
ются те, кто никогда не обращался за подобной
помощью. Те же, кто за ней обращался, говорят,
что метод реально помог их детям.
И конечно же необходимо сказать о всем из-
вестным в Азербайджане костоправах целите-
лях – Сыныгчи. Сыныг переводится как пере-
лом. Эти целители живут в отдаленных дерев-
нях, как правило, большинство из них по роду
своей основной деятельности являются пастуха-
ми. От своих предков они унаследовали знания
лечения переломов, вывихов и ушибов. В своей
практике они используют полоски ткани, муку
или крахмал, целебные травы снимающие вос-
паление, а так же животный жир, применяемый
в местах травмы.
Следует надеяться, что продолжающиеся
в Институте рукописей Национальной Ака-
демии Наук Азербайджана работы, помогут
шире осветить содержание и историю фор-
мирования методов традиционной медицины
Азербайджана.
Литература
1. АлекперлиФ. Главный секрет Востока–праг-
матизм и любовь к прекрасному.
www.anl.az/down/meqale/azerizv/2010/avgust/ 129890.htm
2. Мамедзаде М.. Строительное искусство
Азербайджана (с древнейших времен
до XIX в.), Баку, 1983:
3. Алекперов Ф. У. Истоки традиционной ме-
дицины средневекового Азербайджана.
Баку, Орнак, 1999, 36 С.
4. Овечкин А.М. Основы чжень дзю терапии.
Издательство «ГОЛОС» 1991
5. Ян Цзичжоу. Большие достижения чжэнь-
цзю (Чжэнь цзю да чэн)/Пер. Б. Б. Вино-
гродского. М., 2007;
6. Zysk, K. Medicine in the Veda: Religious healing
in the Veda Motilal Banarisidas, Delhi 1996
7. Zysk, K. Asceticism and Healing in Ancient
India: Medicine in The Buddhist Monastery,
Motilal Banarisidas, Delhi 1998
8. Benjamin Lee Gordon. Medicine throughout
Antiquity. 1949.
9. Guthrie, W.K. C. A History of Greek
Philosophy. Volume I: The earlier Presocratics
and the Pythagoreans. Cambridge University
Press: New York, 1962
10. Zaehner, Richard Charles (1961). The Dawn
and Twilight of Zoroastrianism. New York:
Putnam
11. Kellens, Jean (1989). «Avesta». Encyclopedia
Iranica 3. New York: Routledge & Kegan Paul.
12. M. Meyerhof, Science and medicine. In:
T. Arnold and A. Guillaume, Editors, The legacy
of islam, Oxford University Press, London
(1952)
13. А. Gorji et al. History of epilepsy in Medieval
Iranian medicine. Neurosci-Biobehav-Rev.
2001 Jul
14. For the Vendidad and Persian Medicine in
general, see Darmesteter trans of The Zend-
Avesta, Part I
15. Мohammad-Hossein Azizi. History of Ancient
Medicine in Iran. Arch Iranian Med 2007
16. Агаева Ч. Чилдаг, чепчу и другие: кто и как
нас лечит.
http://open.az/novosti/raznye/129401-childag-chepchu-i-drugie-kto-i-kak-
nas-lechit.html