Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  31 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 31 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

31

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (9) 2014

служащие опорой познавательной и практиче-

ской деятельности [9, 10].

Предполагается, что под влиянием мантр

происходит повышенная активация биоэлек-

трической активности правого полушария

головного мозга, способствующая развитию

интуитивного, неэгоцентрического типа мыш-

ления, которое является психофизиологиче-

ской основой «исключительного познания

(сверхсознания, просветления), обозначаемых

как «нирвана» или «сатори». При этом под-

чёркивается, что достижение этих состояний

не является необходимым условием получения

лечебно-оздоровительных эффектов. Они про-

являются уже в процессе использования меди-

тативных практик. Имеющиеся современные

контролируемые исследования свидетельству-

ют о потенциально широком спектре показа-

ний к медитации для терапии стрессогенных

состояний. Техники медитации с использова-

нием мантр эффективны при чрезмерной акти-

вации симпато-адреналовой системы, в лече-

нии неврозов и фобий, как комплементарные

средства при болезнях зависимости и эссенци-

альной гипертонии

27

.

В современном мире за пределами Индии

наиболее востребованной является хатха-йога.

Как и в аюрведе, практика хатха-йоги, особен-

но на начальных этапах её освоения, включает

очищение организма различными способами,

объединяемых названием «Шаткармы». В ис-

точнике

28

представлены следующие 6 способов.

1. Капалабхати – форсированное носовое

дыхание за счёт мышц живота Очистительное

упражнения для дыхательных путей.

2. Наули (волна) – изолированное напряже-

ние мышц сначала посередине живота, а затем

перемещение этого тонического мышечного

сокращения влево и вправо – вама- и дакшина-

наули соответственно. Самая важная из Шат-

карм – «воспламеняет пищеварительный огонь,

устраняя нарушения пищеварения и все беспо-

рядки в дошах».

3. Басти – аналог одноимённого очиститель-

ного аюрведического способа, выполняемый

путём последовательного всасывания и извер-

жения воды из прямой кишки.

4. Дхаути (багхи, кунджала) – аналог аюрве-

дической Ваманы – провокация рвотного реф-

лекса после приёма 1.5-2 литров теплой воды.

5. Нетти – очищение носовых ходов путём

их промывания водой.

27

[http://a-u-m.ru/meditation/13.html

]

28

Ⱥɧɚɬɨɥɢɣ ɉɚɯɨɦɨɜ, 2002

http://www.ukryoga.com/yoga/

yogaS.html

6. Тратака – очищение организма путём про-

вокации слёзоотделения в процессе длительного

созерцания немигающим взглядом какого-либо

объекта. Соотносится с созерцательными прак-

тикам медитации Дхьяна.

На сайте

29

приведены несколько отличающи-

еся по названиям и трактовкам практики Шат-

кармы. Капалабхати трактуется как очищение

передней части мозга, нэти-крийя (соответству-

ет п. 5 предыдущего списка) – промывание но-

соглотки, очищение рвотой называется вамана-

дхаути – крийя. Слово «дхаути» входит так же

и в название агни-сара-дхаути, трактующее

как «очищение внутренним огнем». Кроме того

здесь фигурирует способ под названием шанкх-

пракшалана – сквозное промывание пищева-

рительного тракта. Таким образом, литератур-

ные данные и по аюрведе и по йоге, изобилуют

не только орфографическими, но и смысловы-

ми несоответствиями.

Широкое разнообразие видов йогических

практик в формате данной публикации не по-

зволяет перечислить их все. Здесь мы ограни-

чимся лишь некоторыми дополнениями и уточ-

нениями к разделу ранее опубликованного клас-

сификатора по разделу йога [2], представленны-

ми в табл. 5

Взаимосвязанные аюрведа и йога – основ-

ные, но не единственные направления традици-

онной индийской медицины. К ним примыкают

базирующиеся на аналогичной религиозно-фи-

лософской основе Сиддха-медицина и Тантра.

В переводе с тамильского «сиддха» означает

«обретение», «окончательное освобождение»,

«совершенство», «полное постижение Бога».

В южной Индии сиддхами (сиддхарами) назы-

вали святых, которые, завершив череду реин-

карнаций, оставались в мире людей. Согласно

легендам сиддхи умели левитировать, облада-

ли способностями к телепортации, изменению

размеров физического тела, воскрешению умер-

ших и прочими, неприемлемыми современным

естествознанием качествами. Вследствие этих

суждений, а также отсутствия переводов тради-

ционных тамильских текстов на европейские

языки, сиддха-медицина, в отличие аюрведы

и йоги не получила распространения в мировой

здравоохранительной практике, но продолжает

использоваться в Индии. Та же участь постигла

и тантру.

Тантра (санскр.

“Q

Q

š

, буквально: «хитро-

сплетение», «ткань», «сокровенный текст», «ма-

гия») – общее обозначение эзотерических ин-

дийских традиций. Корень «тан» означает рас-

29

urayoga.ru›¿le/biblioteka/Shatkami_Ochistitelnie