

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
31
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (9) 2014
служащие опорой познавательной и практиче-
ской деятельности [9, 10].
Предполагается, что под влиянием мантр
происходит повышенная активация биоэлек-
трической активности правого полушария
головного мозга, способствующая развитию
интуитивного, неэгоцентрического типа мыш-
ления, которое является психофизиологиче-
ской основой «исключительного познания
(сверхсознания, просветления), обозначаемых
как «нирвана» или «сатори». При этом под-
чёркивается, что достижение этих состояний
не является необходимым условием получения
лечебно-оздоровительных эффектов. Они про-
являются уже в процессе использования меди-
тативных практик. Имеющиеся современные
контролируемые исследования свидетельству-
ют о потенциально широком спектре показа-
ний к медитации для терапии стрессогенных
состояний. Техники медитации с использова-
нием мантр эффективны при чрезмерной акти-
вации симпато-адреналовой системы, в лече-
нии неврозов и фобий, как комплементарные
средства при болезнях зависимости и эссенци-
альной гипертонии
27
.
В современном мире за пределами Индии
наиболее востребованной является хатха-йога.
Как и в аюрведе, практика хатха-йоги, особен-
но на начальных этапах её освоения, включает
очищение организма различными способами,
объединяемых названием «Шаткармы». В ис-
точнике
28
представлены следующие 6 способов.
1. Капалабхати – форсированное носовое
дыхание за счёт мышц живота Очистительное
упражнения для дыхательных путей.
2. Наули (волна) – изолированное напряже-
ние мышц сначала посередине живота, а затем
перемещение этого тонического мышечного
сокращения влево и вправо – вама- и дакшина-
наули соответственно. Самая важная из Шат-
карм – «воспламеняет пищеварительный огонь,
устраняя нарушения пищеварения и все беспо-
рядки в дошах».
3. Басти – аналог одноимённого очиститель-
ного аюрведического способа, выполняемый
путём последовательного всасывания и извер-
жения воды из прямой кишки.
4. Дхаути (багхи, кунджала) – аналог аюрве-
дической Ваманы – провокация рвотного реф-
лекса после приёма 1.5-2 литров теплой воды.
5. Нетти – очищение носовых ходов путём
их промывания водой.
27
[http://a-u-m.ru/meditation/13.html]
28
Ⱥɧɚɬɨɥɢɣ ɉɚɯɨɦɨɜ, 2002
http://www.ukryoga.com/yoga/yogaS.html
6. Тратака – очищение организма путём про-
вокации слёзоотделения в процессе длительного
созерцания немигающим взглядом какого-либо
объекта. Соотносится с созерцательными прак-
тикам медитации Дхьяна.
На сайте
29
приведены несколько отличающи-
еся по названиям и трактовкам практики Шат-
кармы. Капалабхати трактуется как очищение
передней части мозга, нэти-крийя (соответству-
ет п. 5 предыдущего списка) – промывание но-
соглотки, очищение рвотой называется вамана-
дхаути – крийя. Слово «дхаути» входит так же
и в название агни-сара-дхаути, трактующее
как «очищение внутренним огнем». Кроме того
здесь фигурирует способ под названием шанкх-
пракшалана – сквозное промывание пищева-
рительного тракта. Таким образом, литератур-
ные данные и по аюрведе и по йоге, изобилуют
не только орфографическими, но и смысловы-
ми несоответствиями.
Широкое разнообразие видов йогических
практик в формате данной публикации не по-
зволяет перечислить их все. Здесь мы ограни-
чимся лишь некоторыми дополнениями и уточ-
нениями к разделу ранее опубликованного клас-
сификатора по разделу йога [2], представленны-
ми в табл. 5
Взаимосвязанные аюрведа и йога – основ-
ные, но не единственные направления традици-
онной индийской медицины. К ним примыкают
базирующиеся на аналогичной религиозно-фи-
лософской основе Сиддха-медицина и Тантра.
В переводе с тамильского «сиддха» означает
«обретение», «окончательное освобождение»,
«совершенство», «полное постижение Бога».
В южной Индии сиддхами (сиддхарами) назы-
вали святых, которые, завершив череду реин-
карнаций, оставались в мире людей. Согласно
легендам сиддхи умели левитировать, облада-
ли способностями к телепортации, изменению
размеров физического тела, воскрешению умер-
ших и прочими, неприемлемыми современным
естествознанием качествами. Вследствие этих
суждений, а также отсутствия переводов тради-
ционных тамильских текстов на европейские
языки, сиддха-медицина, в отличие аюрведы
и йоги не получила распространения в мировой
здравоохранительной практике, но продолжает
использоваться в Индии. Та же участь постигла
и тантру.
Тантра (санскр.
Q
Q
, буквально: «хитро-
сплетение», «ткань», «сокровенный текст», «ма-
гия») – общее обозначение эзотерических ин-
дийских традиций. Корень «тан» означает рас-
29
urayoga.ru›¿le/biblioteka/Shatkami_Ochistitelnie