ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
30
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (9) 2014
грантхи – тазовая область (муладхара чакра),
Вишну грантхи – сердце (анахата чакра), Рудра
грантхи – центр головы (аджна чакра). Соглас-
но классическим представлениям йоги, в этих
узлах образуются блоки, препятствующие нор-
мальному течению праны, которые снимают-
ся при проведении бандхи. Применять банд-
хи следует крайне осторожно. Они запрещены
мальчикам до 15-16 лет и девочкам до 12-13 лет.
Данные об анатомо-физиологических зонах
расположения грантхов позволяют сформули-
ровать современные рациональные гипотезы
о механизмах действия практики бандхи на здо-
ровье человека. Описаны три основные бандхи:
Мула-, Уддияна- и Джаландхара-Бандха, а так-
же их комбинация, называемая Бандха-Трайя
23
.
Наряду с ними известны три разновидности
Набхи-бандхи, различающиеся по положению
языка относительно нёба и концентрации вни-
мания на разных чакрах: Вайю-набхи-бандха,
Агни-набхи-бандха и Джала-набхи-бандха
24
.
Мудра
(санскр.
Ǖ
Q
ȡ
) – дословно знак, пе-
чать в индуизме и буддизме – символическое,
ритуальное расположение кистей рук, ритуаль-
ный язык жестов. В источниках, посвящённых
описаниям и толкованиям мудр приводится
от 10 до 67 их наименований. Наиболее полный
перечень мудр с показаниями к их применению,
описанием техник исполнения, рекомендация-
ми по формулам самовнушения и сопутствую-
щему использованию лекарственных растений
и специй составлен Лидией и Петром Лейман
25
.
Мудры могут применяться как самостоятельные
йогические практики, так и быть элементами
пранаямы в комбинации с асанами, пратьяхары,
дхараны и дхьяны
26
.
Дхьяна
в переводе с санскритского – размыш-
ление, созерцание, сосредоточение объединяет
разнообразные медитативные практики, по-
средством которых достигается «просветление»,
дающее человеку новый опыт в интеллектуаль-
ной, философской и экзистенциальной сфере.
При высоком уровне овладения техниками ме-
дитации возможно достижение психического
состояния, характеризующегося неэгоцентри-
ческим и интуитивным типом мышления. Древ-
неиндийские медитативные практики, отно-
сящиеся ~ к 1500 году до н.э., лишь в середине
XX в. стали известны в США и Европе, где об-
рели одно из новых своих имён «трансценден-
тальная медитация».
23
http://anahatayoga.ucoz.ru/load/9-1-0-15924
http://meditation-portal.com/bandkhi-ehnergeticheskie-zamki/25
http://esotericpl.narod.ru/mudras/mudra.htm26
http://ɣɨɝɚɬɭɥɚ.ɪɮ/chto_takoe_joga/mudry/В соответствии с природой объекта сосредо-
точения выделяют
4 вида техник медитации
[8].
1. Воспроизведение и многократное по-
вторение какого-либо психического стимула.
Классическим примером психического объекта
для сосредоточения является мантра (санскр.
Q
Q
) – широко распространённое в традици-
онной восточной культуре и медицине средство
осуществления психического акта в виде вос-
произведения слова, фразы, фрагментов сти-
хов или песен с точным воспроизведением со-
ставляющих их звуков. Мантры сопоставимы
с пением псалмов, молитвами и заклинаниями
в других культурных традициях. Одна из наибо-
лее известных мантр – сакральный звук «Ом»,
который в некоторых религиозно-философских
учениях принято считать комбинацией трёх зву-
ков (А, У и М), каждый из которых имеет разно-
образные смыслы и толкования.
2. Повторение физического действия. Этот
объект для концентрации связан с фокусиров-
кой внимания на каком-либо физическом дей-
ствии – обычно дыхании и выполнении асан.
Вариантами могут служить продолжительные
хороводные танцы с повторяющимися движе-
ниями. Некоторые любители бега трусцой со-
общают, что регулярное дыхание или однооб-
разные звуки от соприкосновения ног с землей
вызывают у них переживания, подобные меди-
тативным.
3. Сосредоточение на проблеме. Этот объект
для концентрации представляет собой попытки
решения проблемы, включающей парадоксаль-
ные компоненты. Например, в дзадзен для раз-
мышления дается задача: «Как звучит хлопок
одной ладони?»
4. Зрительная концентрация, где объек-
том может служить картина, пламя свечи,
лист дерева, внушающая расслабление сцена
или что-то другое. В восточных культурах ча-
сто используется мандала – вписанный в круг
квадрат, символизирующие единство человека
и вселенной.
В классике медитации при произношении
(пропевании) мантр требуется строгое следова-
ние их заданным характеристикам – тонально-
сти, ритма и темпа. Это требование подтверж-
дается резонасно-рефлекторной теорией музы-
котерапии, в которой обобщены как опыт тра-
диционной восточной медицины в применении
музыки с лечебной целью результаты, так и со-
временные исследования в этой области. Со-
гласно резонасно-рефлекторной теории и име-
ющимся клиническим данным рациональная
вокалотерапия запускает механизмы перекоди-
ровки языка музыки в пространственные схемы,