Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  30 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 30 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

30

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (9) 2014

грантхи – тазовая область (муладхара чакра),

Вишну грантхи – сердце (анахата чакра), Рудра

грантхи – центр головы (аджна чакра). Соглас-

но классическим представлениям йоги, в этих

узлах образуются блоки, препятствующие нор-

мальному течению праны, которые снимают-

ся при проведении бандхи. Применять банд-

хи следует крайне осторожно. Они запрещены

мальчикам до 15-16 лет и девочкам до 12-13 лет.

Данные об анатомо-физиологических зонах

расположения грантхов позволяют сформули-

ровать современные рациональные гипотезы

о механизмах действия практики бандхи на здо-

ровье человека. Описаны три основные бандхи:

Мула-, Уддияна- и Джаландхара-Бандха, а так-

же их комбинация, называемая Бандха-Трайя

23

.

Наряду с ними известны три разновидности

Набхи-бандхи, различающиеся по положению

языка относительно нёба и концентрации вни-

мания на разных чакрах: Вайю-набхи-бандха,

Агни-набхи-бандха и Джала-набхи-бандха

24

.

Мудра

(санскр.

˜Ǖ

‘Q

šȡ

) – дословно знак, пе-

чать в индуизме и буддизме – символическое,

ритуальное расположение кистей рук, ритуаль-

ный язык жестов. В источниках, посвящённых

описаниям и толкованиям мудр приводится

от 10 до 67 их наименований. Наиболее полный

перечень мудр с показаниями к их применению,

описанием техник исполнения, рекомендация-

ми по формулам самовнушения и сопутствую-

щему использованию лекарственных растений

и специй составлен Лидией и Петром Лейман

25

.

Мудры могут применяться как самостоятельные

йогические практики, так и быть элементами

пранаямы в комбинации с асанами, пратьяхары,

дхараны и дхьяны

26

.

Дхьяна

в переводе с санскритского – размыш-

ление, созерцание, сосредоточение объединяет

разнообразные медитативные практики, по-

средством которых достигается «просветление»,

дающее человеку новый опыт в интеллектуаль-

ной, философской и экзистенциальной сфере.

При высоком уровне овладения техниками ме-

дитации возможно достижение психического

состояния, характеризующегося неэгоцентри-

ческим и интуитивным типом мышления. Древ-

неиндийские медитативные практики, отно-

сящиеся ~ к 1500 году до н.э., лишь в середине

XX в. стали известны в США и Европе, где об-

рели одно из новых своих имён «трансценден-

тальная медитация».

23

http://anahatayoga.ucoz.ru/load/9-1-0-159

24

http://meditation-portal.com/bandkhi-ehnergeticheskie-zamki/

25

http://esotericpl.narod.ru/mudras/mudra.htm

26

http://ɣɨɝɚɬɭɥɚ.ɪɮ/chto_takoe_joga/mudry/

В соответствии с природой объекта сосредо-

точения выделяют

4 вида техник медитации

[8].

1. Воспроизведение и многократное по-

вторение какого-либо психического стимула.

Классическим примером психического объекта

для сосредоточения является мантра (санскр.

˜“Q

Q

š

) – широко распространённое в традици-

онной восточной культуре и медицине средство

осуществления психического акта в виде вос-

произведения слова, фразы, фрагментов сти-

хов или песен с точным воспроизведением со-

ставляющих их звуков. Мантры сопоставимы

с пением псалмов, молитвами и заклинаниями

в других культурных традициях. Одна из наибо-

лее известных мантр – сакральный звук «Ом»,

который в некоторых религиозно-философских

учениях принято считать комбинацией трёх зву-

ков (А, У и М), каждый из которых имеет разно-

образные смыслы и толкования.

2. Повторение физического действия. Этот

объект для концентрации связан с фокусиров-

кой внимания на каком-либо физическом дей-

ствии – обычно дыхании и выполнении асан.

Вариантами могут служить продолжительные

хороводные танцы с повторяющимися движе-

ниями. Некоторые любители бега трусцой со-

общают, что регулярное дыхание или однооб-

разные звуки от соприкосновения ног с землей

вызывают у них переживания, подобные меди-

тативным.

3. Сосредоточение на проблеме. Этот объект

для концентрации представляет собой попытки

решения проблемы, включающей парадоксаль-

ные компоненты. Например, в дзадзен для раз-

мышления дается задача: «Как звучит хлопок

одной ладони?»

4. Зрительная концентрация, где объек-

том может служить картина, пламя свечи,

лист дерева, внушающая расслабление сцена

или что-то другое. В восточных культурах ча-

сто используется мандала – вписанный в круг

квадрат, символизирующие единство человека

и вселенной.

В классике медитации при произношении

(пропевании) мантр требуется строгое следова-

ние их заданным характеристикам – тонально-

сти, ритма и темпа. Это требование подтверж-

дается резонасно-рефлекторной теорией музы-

котерапии, в которой обобщены как опыт тра-

диционной восточной медицины в применении

музыки с лечебной целью результаты, так и со-

временные исследования в этой области. Со-

гласно резонасно-рефлекторной теории и име-

ющимся клиническим данным рациональная

вокалотерапия запускает механизмы перекоди-

ровки языка музыки в пространственные схемы,