ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
27
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (9) 2014
20. Свараса – соки из лекарственных расте-
ний, овощей и фруктов.
21. Сита кашая – настои лекарственных рас-
тений на холодной воде.
22. Тайлы – растительные масла для наруж-
ного или внутреннего применения.
23. Чурна – порошки из лекарственных рас-
тений, считаются основной лекарственной фор-
мой в аюрведе.
В источнике
13
с несколько иными назва-
ниями приведены краткие характеристики 21
лекарственной формы. В нём же указывается
на различные принципы формирования наиме-
нований аюрведических препаратов:
•
по доминирующему компоненту с указанием
лекарственной формы, например Харитаки
чурна, Кусманда лехья;
•
по показаниям к применению при различных
заболеваниях, например, Сваша кутхара –
препарат против астмы;
•
по количеству и виду компонентов (Трипха-
ла – три плода);
•
по пропорциональному соотношению и виду
лекарственных препаратов (Панча Кола – 5
составляющих по двенадцать грамм каждо-
го);
•
оригинальные названия в честь мифических
или реальных персонажей, например Лак-
шминараяна раса от санскритского nārāyana,
«тот, у кого находят прибежище» – Верхов-
ный Бог в индуизме, одна из форм Вишну.
На сайте
14
указаны четыре основные группы
медикаментов. 1). Ариштам – лекарственные
средства содержащие алкоголь с процентным
содержанием от 4 до 12%. 2). Кашаям – препа-
раты, состоящие из композиций лекарственных
трав. 3). Лехьям – пастообразные средства, из-
готавливаемые путём смешивания компонен-
тов растительного, животного и минерального
происхождения. 4). Ги – растительные компо-
зиции на основе топлёного масла. Как и в пре-
дыдущей, в ней отсутствует единый класси-
фикационный принцип. Имеют место и иные
классификации аюрведических медикаментов:
расаяна – поддерживающие общее здоровье
и способствующие продолжительности жизни,
ваджикарана – дающие сексуальную силу и ау-
шадхи – противостоящие заболеваниям. Раз-
деление на эти 3 группы не является строгим,
так как некоторые аушадхи могут действовать
как расаяна и наоборот. Кроме этого, аюрведи-
ческие лекарственные средства подразделяются
13
http://www.razum.kz/index.php/lifestyle/ayurveda/296-2013-07-15-23-20-25.html
14
http://www.gandhari.ru/page_45.htmlна 3 группы по исходному сырью: 1) кастха ау-
садхи – растительные, 2) раса аусадхи – металлы
и/или минералы, 3) жангама аусадхи – средства
животного происхождения. В каждой группе
дополнительно могут выделяться виды медика-
ментов классифицируемые по способу изготов-
ления. Например, выделяют раса аусадхи в виде
бхасм и синдур, различающихся по технологиям
прокаливания, сжигания и выпаривания исход-
ного сырья. Бхасмы могут классифицироваться
по их цвету и внешнему виду, но более рацио-
нально —по доминирующему компоненту
15
.
Таким образом, разработка рациональной
унифицированной классификации аюрведиче-
ских лекарственных средств требует дополни-
тельных исследований и согласования между
представителями различных школ аюрведы.
Для обсуждения в табл. 3 и 4 представлены вари-
анты ранее разработанного [2] и предлагаемого
классификаторов СиМ аюрведы.
Как видно из сопоставления содержаний
табл. 3 и 4 предлагаемый вариант классификато-
ра более детализирован, хотя и в нём отражены
далеко не все известные СиМ аюрведы – в ос-
новном те, которые получили наиболее широкое
распространение за пределами Индии. В клас-
сической аюрведе все медицинские назначения,
профилактические и лечебные мероприятия
являются комплексными. Персональные на-
значения осуществляются по комплементар-
ному принципу, исходя из взаимного усиле-
ния или уравновешивания действия различных
СиМ, включаемых в комплексное лечение. Ха-
рактерным примером служит комплементарное
применение драгоценных камней, цветотерапии
и мантр в сочетании с фитотерапией в соответ-
ствии с представлениями об их астрологических
связях [5]. Однако, назначения минералотера-
пии и цветотерапии, осуществляющиеся на ос-
нове астрологических представлений, препара-
тов из металлов (в том числе свинца и ртути),
до сих применяющиеся в Индии, не получили
достаточного признания в других странах.
Кроме того, ряд раса-препаратов происходят
из индийской алхимической традиции перера-
ботки токсичных металлов. Вследствие вымачи-
вания и кипячения в разнообразных травяных
составах и многократного (до 1000 раз) сжига-
ния считается, что их окислы теряют токсичные
свойства исходных металлов, поэтому примене-
ние получающихся препаратов безопасно. Од-
нако в исследованиях, проведенных под эгидой
американской медицинской ассоциации, по-
казано, что в них обнаруживаются токсичные
15
http://www.tridosha.com.ua/article/bhasmas-prt1.html