Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  27 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 27 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

27

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (9) 2014

20. Свараса – соки из лекарственных расте-

ний, овощей и фруктов.

21. Сита кашая – настои лекарственных рас-

тений на холодной воде.

22. Тайлы – растительные масла для наруж-

ного или внутреннего применения.

23. Чурна – порошки из лекарственных рас-

тений, считаются основной лекарственной фор-

мой в аюрведе.

В источнике

13

с несколько иными назва-

ниями приведены краткие характеристики 21

лекарственной формы. В нём же указывается

на различные принципы формирования наиме-

нований аюрведических препаратов:

по доминирующему компоненту с указанием

лекарственной формы, например Харитаки

чурна, Кусманда лехья;

по показаниям к применению при различных

заболеваниях, например, Сваша кутхара –

препарат против астмы;

по количеству и виду компонентов (Трипха-

ла – три плода);

по пропорциональному соотношению и виду

лекарственных препаратов (Панча Кола – 5

составляющих по двенадцать грамм каждо-

го);

оригинальные названия в честь мифических

или реальных персонажей, например Лак-

шминараяна раса от санскритского nārāyana,

«тот, у кого находят прибежище» – Верхов-

ный Бог в индуизме, одна из форм Вишну.

На сайте

14

указаны четыре основные группы

медикаментов. 1). Ариштам – лекарственные

средства содержащие алкоголь с процентным

содержанием от 4 до 12%. 2). Кашаям – препа-

раты, состоящие из композиций лекарственных

трав. 3). Лехьям – пастообразные средства, из-

готавливаемые путём смешивания компонен-

тов растительного, животного и минерального

происхождения. 4). Ги – растительные компо-

зиции на основе топлёного масла. Как и в пре-

дыдущей, в ней отсутствует единый класси-

фикационный принцип. Имеют место и иные

классификации аюрведических медикаментов:

расаяна – поддерживающие общее здоровье

и способствующие продолжительности жизни,

ваджикарана – дающие сексуальную силу и ау-

шадхи – противостоящие заболеваниям. Раз-

деление на эти 3 группы не является строгим,

так как некоторые аушадхи могут действовать

как расаяна и наоборот. Кроме этого, аюрведи-

ческие лекарственные средства подразделяются

13

http://www.razum.kz/index.php/lifestyle/

ayurveda/296-2013-07-15-23-20-25.html

14

http://www.gandhari.ru/page_45.html

на 3 группы по исходному сырью: 1) кастха ау-

садхи – растительные, 2) раса аусадхи – металлы

и/или минералы, 3) жангама аусадхи – средства

животного происхождения. В каждой группе

дополнительно могут выделяться виды медика-

ментов классифицируемые по способу изготов-

ления. Например, выделяют раса аусадхи в виде

бхасм и синдур, различающихся по технологиям

прокаливания, сжигания и выпаривания исход-

ного сырья. Бхасмы могут классифицироваться

по их цвету и внешнему виду, но более рацио-

нально —по доминирующему компоненту

15

.

Таким образом, разработка рациональной

унифицированной классификации аюрведиче-

ских лекарственных средств требует дополни-

тельных исследований и согласования между

представителями различных школ аюрведы.

Для обсуждения в табл. 3 и 4 представлены вари-

анты ранее разработанного [2] и предлагаемого

классификаторов СиМ аюрведы.

Как видно из сопоставления содержаний

табл. 3 и 4 предлагаемый вариант классификато-

ра более детализирован, хотя и в нём отражены

далеко не все известные СиМ аюрведы – в ос-

новном те, которые получили наиболее широкое

распространение за пределами Индии. В клас-

сической аюрведе все медицинские назначения,

профилактические и лечебные мероприятия

являются комплексными. Персональные на-

значения осуществляются по комплементар-

ному принципу, исходя из взаимного усиле-

ния или уравновешивания действия различных

СиМ, включаемых в комплексное лечение. Ха-

рактерным примером служит комплементарное

применение драгоценных камней, цветотерапии

и мантр в сочетании с фитотерапией в соответ-

ствии с представлениями об их астрологических

связях [5]. Однако, назначения минералотера-

пии и цветотерапии, осуществляющиеся на ос-

нове астрологических представлений, препара-

тов из металлов (в том числе свинца и ртути),

до сих применяющиеся в Индии, не получили

достаточного признания в других странах.

Кроме того, ряд раса-препаратов происходят

из индийской алхимической традиции перера-

ботки токсичных металлов. Вследствие вымачи-

вания и кипячения в разнообразных травяных

составах и многократного (до 1000 раз) сжига-

ния считается, что их окислы теряют токсичные

свойства исходных металлов, поэтому примене-

ние получающихся препаратов безопасно. Од-

нако в исследованиях, проведенных под эгидой

американской медицинской ассоциации, по-

казано, что в них обнаруживаются токсичные

15

http://www.tridosha.com.ua/article/bhasmas-prt1.html