ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
24
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (9) 2014
Выделяют также шесть двойных конститу-
циональных типов, сочетающих свойства ка-
кой-либо комбинации из двух основных кон-
ституций, а также крайне редко встречающиеся
конституциональные типы, сочетающие свой-
ства всех трех основных типов. В соответствии
с преобладающими признаками той или иной
конституции
формируются
рекомендации
по здоровому образу жизни, неотъемлемой со-
ставляющей которой является диета.
Принципы аюрведической диететики осно-
ваны на представлении о том, что из шести вку-
сов пищи (сладкий, солёный, кислый, острый,
вяжущий, горький) три способствуют увеличе-
нию дош, а другие три – их уменьшению. Вату
увеличивают горький, вяжущий и острый вкусы,
снижают – соленый кислый и сладкий. Здесь
и далее вкусы перечисляются в порядке силы
их влияния. Питту увеличивают кислый, острый
и соленый; снижают – горький, вяжущий
и сладкий вкусы. Капху увеличивают сладкий,
соленый и кислый; снижают – острый, горький
и вяжущий. Указанные действия распространя-
ются как на продукты питания, так и вкусы це-
лебных растений. Считается, что вкусы сочета-
ются с охлаждающим и согревающим действием
на организм. Сладкий, горький и вяжущий вку-
сы ассоциируются с охлаждающим, а кислый,
солёный и острый – с согревающим действием.
В Индии выпускаются таблетки из трав и ми-
нералов, сочетающие в себе все шесть вкусов.
Они предназначены для того, чтобы обеспечить
ежедневное поступление в организм (особен-
но детский) всех вкусов в правильной пропор-
ции. Наряду с этим они развивают органы вкуса
и гармонизируют их функции. В аюрведе в ос-
новном используются естественные, щадящие,
ненасильственные, нетравматические, так на-
зываемые – саттвичные методы исцеления. Это
относится и к диете. Саттвичная диета – это сба-
лансированная вегетерианская диета, состоя-
щая из свежих фруктов и овощей. Из всех шести
вкусов саттвичным считается только сладкий.
В результате определённых модификаций сат-
твичная диета становится подходящей для всех
трех дош [5].
Для определения пракрити и викрити, слу-
жащих отправной точкой персонифицирован-
ных медицинских назначений, используется
комплексное диагностическое обследование,
которое в аюрведе называется «Парикша».
Как и в современной медицинской практике,
диагностический процесс начинается с тща-
тельного расспроса и осмотра пациента. При ос-
мотре особое внимание уделяется диагностике
по языку и дистальным отделам конечностей.
Дерматоглифические знаки на ладони и стопе
служили прогностическими признаками раз-
вития болезней печени, сердца, крови, нерв-
ных и психических нарушений. Как и в других
типах традиционной восточной медицины,
важная роль отводится пульсовой диагностике,
которая в аюрведе называется «нади виджяна».
Применяется так же пальпация кожных зон –
марма-точек, которые представляют собой ча-
стичный аналог системы акупунктурных точек
в традиционной китайской медицине
5
. В клас-
сической аюрведе особая роль принадлежит
исследованию трёх «мала» – мочи, кала и пота.
Наряду с цветом, прозрачностью и запахом
мочи определяется характер распространения
в ней капли кунжутного масла, по которому
определяется как принадлежность заболевания
к какой-либо из дош, так и прогноз успешности
лечения
6
. На основе анализа диагностических
данных назначается пробное прогностическое
лечение, положительный результат которого
называется Упашая, а отрицательный – Анупа-
шая.
Наиболее обширную группу аюрведических
лекарств составляют фитопрепараты. Список 54
наиболее популярных лекарственных растений
в сегодняшней аюрведе представлен в табл. 2.
50 лекарственных растений: алое вера, амла,
ветивер, арджуна, атибала, ашвагандха, бала,
бибхитаки, бильва, босвелия, брахми, бринга-
радж, брихати, врашавалли, гамбари, гемидес-
мус, гибискус, гокшура, гуддучи, гуггул, дару-
харидра, джатаманси, древозубец метельчатый,
имбирь, калипарна, кантакари, кедр гималай-
ский, костус, красный сандал, кунжут, кур-
кума, лодхра, лотос, манжишта, ним, патала,
пиппали, понгамия, пришнипарна, пунарнава,
рашна, сандал, солодка, тайла, тулси, харитаки,
шалипарна, шатавари, шафран, шионака со-
ставляют так называемый «золотой ряд» аюрве-
ды
7
. Все они относятся к растениям – расаянам,
регулируют и балансируют все три доши, а, сле-
довательно, характеризуются полипотентным
омолаживающим действием на все системы ор-
ганизма, являются сильными антиоксидантами
и афродизиаками.
В источнике
8
приведен перечень расаян – об-
щеукрепляющих и профилактических средств,
насчитывающий 414 позиций. Список рецептов
традиционных аюрведических лекарств, пред-
5
http://osoznanie.org/1723-marma-terapiya-ayurvedicheskiy-massazh-lica.html
6
http://www.ayur.ru/ayurdiagnosis.html7
http://myaur.ru/zolotoj-rjad-ajurvedy-chast-18
http://www.ayurveda-rasayana.ru/ru/preparats_list/