ОБЗОРЫ
8
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (25) 2018
Неоднократно отмечалось, что КР не всег-
да улучшают профессиональную деятельность
или исходы. Обязательные алгоритмы, заложен-
ные в КР, будут структурированы по нозологи-
ческим формам (МКБ), что противоречит логи-
ке лечебно-диагностического процесса: диагно-
стика – уточнение диагноза и выявление сопут-
ствующих заболеваний и осложнений–лечение.
Обусловленная КР жёсткая регламентация веде-
ния больного недопустима в практической дея-
тельности врача. Что делать врачу, если больной
не переносит рекомендуемый лекарственный
препарат, если ему недоступны все рекоменду-
емые методы обследования? Как учитывать воз-
раст больного и имеющуюся коморбидность?
В качестве решения этих вопросов предлагается
сохранить существующий рекомендательный
статус КР, не создавать новый тип нормативных
правовых актов на уровне медицинских органи-
заций в виде протоколов лечения, не обязывать
и не принуждать каким-либо иным способом
медицинские организации к созданию этих ло-
кальных актов.
Часть ответов на эти вопросы предложены
в выпуске Врачи РФ под названием «
Какие про-
токолы действительно нужны практическому
здравоохранению?
» от 22.06. 2018
3
. КР позволя-
ют врачу совместно с больным выбрать опти-
мальные стратегию и тактику лечения, осно-
ванных на результатах научных исследований
и обобщённом опыте многих врачей и ведущих
специалистов. Такие КР, отвечающие принци-
пу партнёрской медицины, безусловно нужны.
Протоколы лечения, жёстко регламентирующие
последовательность обязательных действий вра-
ча, также необходимы. Непредусмотренное от-
клонение от регламента должно быть чётко обо-
снованно и аргументировано.
Согласование дискуссионных вопросов было
продолжено на заседании круглого стола, прове-
денного по инициативе Комитета ГД РФ по ох-
ране здоровья 09.07.2018, сведения о котором
были представлены в соответствующем отчёте
4
и выпуске Врачи РФ от 12.07.2018 с названием
«
Статус клинических рекомендаций: дискуссии
продолжаются
»
5
. Более 250 участников заседа-
ния сошлись во мнении, о том, что обновление
КР необходимо в целях повышения качества
оказания медицинской помощи, но разработка
на их основе протоколов лечения на уровне каж-
3
http://www.zdrav.biz/index.php/menagement-kachestva-med-pomoschi/strategisheskie-voprosy-upravleniya-
kachestvom/232-kakie-protokoly-neobhodimy-v-klinike
4
http://komitet2-2.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/16547484/
5
https://vrachirf.ru/concilium/48225.htmlдого учреждения не целесообразна. Этим также
должны заниматься профессиональные ассоци-
ации врачей. Президент Национальной Меди-
цинской Палаты Л.М. Рошаль по этому поводу
сказал следующее. «
Наша первая позиция: клини-
ческая рекомендация – это не закон. Вторая по-
зиция: для того чтобы нам избежать неприятно-
стей, должна быть палитра возможных решений
и подходов, каждая из которых носит рекомен-
дательный характер. Законодательно закрепле-
но, что КР разрабатываются и утверждаются,
как во всем мире, не министерствами, а профес-
сиональными сообществами. В настоящем про-
екте четко прослеживается попытка ревизии
этого положения, с чем мы категорически не со-
гласны
». Председатель комитета Д. А. Морозов
призвал разработчиков КР писать их «
макси-
мально тонко и интеллигентно, чтобы не поста-
вить в затруднительное положение своих коллег
из других клиник, из разных регионов
». Он считает,
что качество КР должно являться показателем
состоятельности и компетентности професси-
ональных ассоциаций, а врач, не следующий
им не может быть членом таковых. Напоминая
слова С.П. Боткина «
В диагностике заболевания
симптомы не перечисляют, а взвешивают
.
Это
тонкая материя
», он отметил, что КР это тон-
кая материя, призванная развивать клиническое
мышление врача.
На состоявшемся 27.07.2018 г. заседании
президиума Совета при Президенте Россий-
ской Федерации по стратегическому развитию
и приоритетным проектам было подчёркнуто,
что с КР связан отдельный федеральный про-
ект – «
Развитие национальных медицинских ис-
следовательских центров для внедрения инноваци-
онных медицинских технологий и клинических ре-
комендаций, протоколов лечения
». При дальней-
шей доработке национального проекта «Здраво-
охранение» Минздраву был сформулирован ряд
поручений со сроком исполнения 15.08. 2018 г.,
среди которых:
– структурировать
целевые
показатели
и ожидаемые результаты национального проекта
«Здравоохранение», указав социальные и экономи-
ческие общественно значимые эффекты от его ре-
ализации с разбивкой по годам;
– уточнить результаты федерального про-
екта «Развитие национальных медицинских ис-
следовательских центров для внедрения инноваци-
онных медицинских технологий, КР и протоколов
лечения», предусмотрев численно-измеримые по-
казатели внедрения новых технологий и практик;
– проработать вопрос о включении в проект
социологических результатов удовлетворённости
населения медицинской помощью;