

МАТЕРИАЛЫ X ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РЕФЛЕКСОТЕРОПЕВТОВ
38
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 4 (18) 2016
3. Принцип иерархичности:
каждый компо-
нент системы можно принять за систему более
низкого уровня, а рассматриваемую систему –
как часть более сложной.
÷
Медицинские учения
чжан – фу, цзин – ло и сюэ представляют собой
компоненты иерархически более высокой си-
стемы натурфилософских концепций (инь – ян,
у-син, ци). Одновременно указанные медицин-
ские учения служат системами более высокого
иерархического уровня по отношению к системе
АК, на оценке состояния которой основывается
синдромальный диагноз, являющийся основой
построения лечебного алгоритма.
4. Принцип множественности описания систе-
мы:
в связи с принципиальной сложностью си-
стемы ее адекватное познание требует постро-
ения множества различных моделей, каждая
из которых описывает определенный аспект.
÷
ТКМ оперирует множеством различных моделей
описания состояния человека – конституцио-
нальными, биоритмологическими, различными
видами ци, сюэ, вредоносных стихий и прочими.
Проведенный анализ позволяет уверенно за-
ключить, что общая методология ТКМ, и ЧЦ,
как её части и предшественницы РТ, соответ-
ствуют всем основным принципам современно-
го диалектического метода познания. Этиоло-
гические, патогенетические, диагностические
и лечебно-профилактические аспекты ТКМ,
отвечают всем критериям системности: струк-
турности, взаимозависимости со средой, иерар-
хичности и множественности описания. Соот-
ветствуют основным принципам и возможности
целенаправленного управления функциональ-
ными системами человека различного уровня.
Единственным разделом методологии ЧЦ,
не получившим пока адекватной интерпретации
с позиций современной науки, является синдро-
мологияТКМ. До тех порпока специалистыТКМ
будут использовать такие аллегории как «вторже-
ние возмущённой ци печени в селезёнку», «огонь
печени, оскорбляющий лёгкие» и тому подобные
описания патологических состояний и названия
синдромов они не достигнут консенсуса с пред-
ставителями конвенциональной медицины а,
следовательно, не будут преодолены имеющиеся
барьеры дальнейшей интеграции ТКМ в совре-
менное здравоохранение.
Большинство как зарубежных, так и от-
ечественных коллег признаёт целесообразность
интеграции ТКМ, относящейся к комплемен-
тарной медицине, и современной конвенцио-
нальной медицины. При этом Россия занимает
лидирующее положение в мире по уровню ре-
альной интеграции традиционных этногеогра-
фических систем в современную систему здра-
воохранения, опережая даже Китай, Индию
и другие страны Юго-Восточной Азии, где она
сосуществует параллельно и даже автономно
с государственной службой медицинской по-
мощи [7]. Нам следует стремиться к сохранению
этой лидирующей позиции.
Заключение.
Древние медицинские представ-
ления в странах Востока и Запада при их фено-
типических различиях имеют явно выраженные
генотипические сходства. Никакой фатальной
несовместимости теоретических фундаментов
чжень цзю и рефлексотерапии нет. Методология
чжень цзю соответствуют всем основным прин-
ципам современного диалектического метода
познания. Все основные методологические по-
зиции чжень цзю адекватно интерпретируются
на основе современной науки. Результаты пред-
ставленного анализа свидетельствуют, что реф-
лексотерапию следует рассматривать как про-
дукт эволюции чжень цзю.
Холистическое мировоззрение не является
эксклюзивной прерогативой китайской фило-
софии и медицины, оно было свойственно так-
же и западной, в том числе и российской натур-
философии средневековья. Более того, достиже-
ния современных естественных наук побуждают
к «реабилитации» холизма и основанных на нём
направлений лечебно-профилактической дея-
тельности в виде комплементарной и интегра-
тивной медицины.
Литература
1. Кобзев А.И. Духовная культура Китая: эн-
циклопедия: в 5 т./Гл. ред. М. Л. Титаренко;
Ин-т Дальнего Востока. – М.: Вост. лит.,
2006. Т. 1. Философия/ред. М. Л. Титарен-
ко, А.И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. – 2006. –
727 с. С. 424-428.
2. Шкилёв В. Д. Мартынюк Н.П. «Историче-
ские исследования первоисточников в мо-
надологии». Альманах современной науки
и образования. 2013. №2 (69): 197-209.
3. Дубров А.П., Никифоров В. Г. Принцип
симметрии в методологии акупунктуры //
Рефлексотерапия, 2002, №2 (сентябрь):
20-22.
4. Бобров И.А., Готовский Ю.В., Мхита-
рян К.Н. Традиционная акупунктура с точки
зрения современных теорий физиологии, па-
тологии, и терапии. Сообщение 1. Методоло-
гия традиционной акупунктуры в свете совре-
менной теории функциональных систем.//
Рефлексотерапия. 2003, №1 (4): 14-20.
5. Лиманский Ю.П., Самосюк И. З. Концеп-
ция электромагнитного гомеостаза и ее обо-