

МАТЕРИАЛЫ X ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РЕФЛЕКСОТЕРОПЕВТОВ
37
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 4 (18) 2016
акупунктурных точек и каналов как системе регу-
ляции электромагнитного гомеостаза [5].
Целостность биообъектов и взаимодействие
составляющих его ФС обеспечивается двумя ка-
налами: медленного биохимического и быстрого
физического, образующих интегральный регуля-
торный континуум, который может рассматри-
ваться как гипотетический аналог Ци (рис. 5).
Методология чжень цзю как классический об-
разец системного подхода.
Системный подход рассматривается как ин-
теграция
разнообразных
гносеологических
и научно-практических исследований, внося-
щий конкретику и определенность во все аспек-
ты познания мира [6]. Общая теория систем,
как и системный анализ, являются продуктом
диалектического метода в сочетании с методо-
логическим опытом решения конкретных задач
в той или иной науке. Именно это сочетание
всеобщих диалектических принципов с соответ-
ствующей предметной областью познания ис-
тины может обеспечить возможность сопостав-
ления различных учений и школ независимо
от их историко-географических корней. Про-
анализируем методологию ЧЦ, представленную
на рис. 1 с позиций диалектического метода. Не-
предвзятый анализ методологии ЧЦ показывает
её полное соответствие 4-м основным систем-
ным принципам.
1. Принцип структурности
предусматривает
возможность описания системы через опре-
деление ее структуры, т. е. сети связей и отно-
шений, обусловливающих поведение системы
через поведение отдельных элементов ее струк-
туры.
÷
Каждый АК, как элемент системы, свя-
зан со всеми прочими её элементами – другими
АК и управляемыми ими внутренними органа-
ми. Изменение состояния (поведения) любого
из АК неизбежно приводит к изменению состо-
яния (поведения) всей системы.
2. Принцип взаимозависимости системы и сре-
ды
: система формирует и проявляет свои свойства
в процессе взаимодействия со средой, являясь
при этом её активным компонентом.
÷
Каждый
АК соотносится с одной из пяти «первостихий»,
являющихся согласно положениям древнекитай-
ской натурфилософии, общей глобальной си-
стемой мироустройства. Все виды человеческой
деятельности, сопровождаются с одной сторо-
ны изменением состояния АК, с другой – в той
или иной степени выраженным антропогенным
влиянием на окружающую среду. Поэтому систе-
ма АК рассматривается как активный посредник
именно взаимозависимости человека и среды.
Рис. 5.
Интегральный регуляторный континуум – гипотетический аналог Ци биообъектов