Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  33 / 76 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 33 / 76 Next Page
Page Background

МАТЕРИАЛЫ X ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РЕФЛЕКСОТЕРОПЕВТОВ

33

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 4 (18) 2016

мнению, своё значение положений ТКМ, а по-

тому руководствуются в своей практике либо су-

губо неврологическими, либо новейшими био-

физическими подходами. Характерно, что среди

сторонников интеграции восточной натурфило-

софии с современной наукой преобладают зару-

бежные учёные. Противниками же чаще высту-

пают наши соотечественники. Иллюстрацией

могут служить вышеприведённые цитаты.

Исключая гипотезу о внеземном происхожде-

нии ТКМ, очевидно, что её методология форми-

ровалась во времена, когда естествознание нахо-

дилось еще в зачаточном состоянии. Поэтому она

не однозначно воспринимается и интерпретиру-

ется специалистами, среди которых можно выде-

лить как ревностных, безоговорочных поклонни-

ков традиционной теории, так и воинствующих

ее ниспровергателей. Обе позиции, как и любые

крайние точки зрения, по-видимому, малопро-

дуктивны. К любому знанию следует относиться

с уважением, не забывая, однако, о его естествен-

ной эволюции. Попытки оставаться в рамках

догматов классической ТКМ долгое время пре-

пятствовали признанию РТ как эффективного

метода современной медицины. Это признание

состоялось, прежде всего, вследствие развития

современных теоретических основ РТ.

Принципиальная схема методологии ЧЦ,

объединяющая общие концепции древнекитай-

ской философии ТКМ с конкретными врачеб-

ными действиями представлена на рис. 1.

Инь-Ян

─ две составляющие категорий ки-

тайской философии Тай Цзи (великого преде-

ла) или Дао (пути), обозначающих исходно-

целостное, хаотически-недифференцированное

состояние мирообразующей «пневмы» (ци),

выражающихся символом монады. Как указы-

вает А.И. Кобзев «

изначальные и универсальные

«перемены имеют тай цзи», из которого путем

последовательного удвоения рождаются сначала

два образца – инь ян, а затем все сущее

» [1]. Сим-

вол Тай Цзи объединяет две противоположных,

взаимодополняющих категории Инь и Ян в еди-

ное целое, отражает фундаментальный принцип

мироустройства. Высказано предположение,

что этимология слова «славянин» происходит

от фразы «Слава Ян-Инь», которой мифические

гиперборейцы приветствовали друг друга [2].

Дуализм (двойственность) как фундамен-

тальный принцип мироустройства присущ

не только древнекитайской философии, но был

известен древним грекам и славянам, в 18-19

вв перекочевал в западную философию, тожде-

ственен трём основным современным диалекти-

ческим законам, находит адекватные интерпре-

тации в современном естествознании (рис. 2),

а также приобретает новые формы и наполняет-

ся новым содержанием (рис. 3).

У Платона (≈320л. до н.э.) «третье есть един-

ство обоих». Гегель (1770-1831 гг.) всякий про-

цесс развития связывал с триадой: тезис – анти-

тезис – синтез. У Гегеля триада становится ос-

новным диалектическим принципом развития.

Представления о триаде «небо – человек – зем-

ля», формализованные в знаменитом памятнике

древнекитайской культуры – Каноне Перемен,

Рис. 1.

Общая методология чжень цзю