МАТЕРИАЛЫ X ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РЕФЛЕКСОТЕРОПЕВТОВ
33
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 4 (18) 2016
мнению, своё значение положений ТКМ, а по-
тому руководствуются в своей практике либо су-
губо неврологическими, либо новейшими био-
физическими подходами. Характерно, что среди
сторонников интеграции восточной натурфило-
софии с современной наукой преобладают зару-
бежные учёные. Противниками же чаще высту-
пают наши соотечественники. Иллюстрацией
могут служить вышеприведённые цитаты.
Исключая гипотезу о внеземном происхожде-
нии ТКМ, очевидно, что её методология форми-
ровалась во времена, когда естествознание нахо-
дилось еще в зачаточном состоянии. Поэтому она
не однозначно воспринимается и интерпретиру-
ется специалистами, среди которых можно выде-
лить как ревностных, безоговорочных поклонни-
ков традиционной теории, так и воинствующих
ее ниспровергателей. Обе позиции, как и любые
крайние точки зрения, по-видимому, малопро-
дуктивны. К любому знанию следует относиться
с уважением, не забывая, однако, о его естествен-
ной эволюции. Попытки оставаться в рамках
догматов классической ТКМ долгое время пре-
пятствовали признанию РТ как эффективного
метода современной медицины. Это признание
состоялось, прежде всего, вследствие развития
современных теоретических основ РТ.
Принципиальная схема методологии ЧЦ,
объединяющая общие концепции древнекитай-
ской философии ТКМ с конкретными врачеб-
ными действиями представлена на рис. 1.
Инь-Ян
─ две составляющие категорий ки-
тайской философии Тай Цзи (великого преде-
ла) или Дао (пути), обозначающих исходно-
целостное, хаотически-недифференцированное
состояние мирообразующей «пневмы» (ци),
выражающихся символом монады. Как указы-
вает А.И. Кобзев «
изначальные и универсальные
«перемены имеют тай цзи», из которого путем
последовательного удвоения рождаются сначала
два образца – инь ян, а затем все сущее
» [1]. Сим-
вол Тай Цзи объединяет две противоположных,
взаимодополняющих категории Инь и Ян в еди-
ное целое, отражает фундаментальный принцип
мироустройства. Высказано предположение,
что этимология слова «славянин» происходит
от фразы «Слава Ян-Инь», которой мифические
гиперборейцы приветствовали друг друга [2].
Дуализм (двойственность) как фундамен-
тальный принцип мироустройства присущ
не только древнекитайской философии, но был
известен древним грекам и славянам, в 18-19
вв перекочевал в западную философию, тожде-
ственен трём основным современным диалекти-
ческим законам, находит адекватные интерпре-
тации в современном естествознании (рис. 2),
а также приобретает новые формы и наполняет-
ся новым содержанием (рис. 3).
У Платона (≈320л. до н.э.) «третье есть един-
ство обоих». Гегель (1770-1831 гг.) всякий про-
цесс развития связывал с триадой: тезис – анти-
тезис – синтез. У Гегеля триада становится ос-
новным диалектическим принципом развития.
Представления о триаде «небо – человек – зем-
ля», формализованные в знаменитом памятнике
древнекитайской культуры – Каноне Перемен,
Рис. 1.
Общая методология чжень цзю