МАТЕРИАЛЫ X ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РЕФЛЕКСОТЕРОПЕВТОВ
36
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 4 (18) 2016
сокой плотностью энергии и температурой свы-
ше 10 миллиардов градусов по Цельсию. В ре-
зультате произошедшего взрыва из постепенно
расширявшегося во все стороны супергорячего
облака субатомных частиц постепенно обра-
зовывались атомы, вещества, планеты, звезды,
галактики и, наконец, жизнь. При этом Расши-
рение Вселенной продолжается, и неизвестно,
как долго будет продолжаться: возможно, ког-
да-нибудь оно достигнет своих границ. Соглас-
но другой – альтернативной теории «бесконеч-
но пульсирующей Вселенной», мир рождается
и умирает бесконечное количество раз.
Солнце вместе с планетами и их спутниками
представляет единую космическую систему. Эта
система возникла из энергетически общего, дина-
мически согласованного космического образова-
ния, которым могло быть термоплазменное спи-
ралевидное облако с вихревой структурой, сим-
волом которого служит монада и элемент Огонь.
По мере остывания плазмы образовывалась зем-
ная кора (элемент Земля), в которой образовы-
вались минералы и руда (элемент Металл). Даль-
нейшее остывание и перепад температур привели
к образованию воды (элемент Вода), вслед за ко-
торой появились объекты органической природы
и возникла жизнь (элемент Дерево).
Указанные рассуждения дают основание
для гипотезы о том, что концепция У Син отра-
жает идею глобальной цикличности природных
явлений, а началом и окончанием каждого цик-
ла является стихия огня. Пентаграмма У Син
отражает один из фундаментальных принципов
самоорганизации материи и гармонии природы.
Соотношение отрезков пятиконечной звезды –
символа деструктивных связей У Син в варианте
Хоу Тянь представляет собой «золотое сечение»,
присутствующее во всех объектах и явлениях,
в которых человек ощущает гармонию [3].
В отечественных публикациях общая мето-
дология ТКМ и система АК анализируется с по-
зиций теории функциональных систем (ФС)
П.К. Анохина. Существенной особенностью
любой ФС является принцип голографично-
сти. Этот принцип состоит в том, что структура
анализируемой ФС принципиально повторяет
структуру иерархически более высокой (надси-
стемы), элементом которой она является. В то же
время элементы (подсистемы) образующие ана-
лизируемую ФС несут о ней определённую ин-
формацию. Выделяют динамические ФС (ДФС)
и стационарные ФС (СФС). ДФС образуются
для получения конкретного полезного для орга-
низма результата, по достижении которого они
прекращают своё существование. СФС суще-
ствуют для удовлетворения постоянных или ча-
сто повторяющихся на протяжении всей жизни
типовых потребностей. СФС являются врож-
дёнными или приобретёнными в процессе дли-
тельно повторяющегося опыта. Человек, являясь
одновременно подсистемой в структуре высшего
и надсистемой в структуре низшего иерархиче-
ского уровня, обладает СФС и ДФС, предназна-
ченными для реализации его многополярных по-
требностей и функций. Организм как целостная
ФС имеет три уровня саморегуляции, представ-
ленные ФС системами трёх уровней: ФС уровня
пяти стихий, ФС уровня ординарных АК, ФС
уровня восьми экстраординарных АК.
Согласно мнению авторов, ФС уровня пяти
стихий являются СФС, соответствующими пяти
основным врожденным потребностям челове-
ка. ФС уровня стихий участвуют в формирова-
нии динамического гомеостаза. ФС уровня АК
определяют состояние текущего гомеостаза. ФС
уровня восьми экстраординарных АК не явля-
ются постоянными, формируются соответствен-
но актуальной потребности. Формирование ФС
уровня экстраординарных АК происходит за счет
объединения ФС уровня пяти стихий и уровня
ФС ординарных АК. Формирование показателей
гомеостаза, необходимых для достижения полез-
ного результата в рамках восьми экстраординар-
ных АК происходит исходя из заданной потреб-
ности и возможностей динамического гомеоста-
за на момент достижения этого результата [4].
Ци
– многозначная, не имеющая собствен-
ного графического символа категория, отража-
ющая представление о некоем общем основ-
ном источнике всех природных явлений жизни.
Определяется как фундаментальная, контину-
альная, динамическая, пространственно-вре-
менная, духовно-материальная и витально-
энергетическая субстанция, лежащая в основе
устроения Вселенной.
Представление о некоем общем основном
источнике всех проявлений жизни «Ци» так же
имеет место не только в ТКМ. В древнеиндий-
ской философии и медицине он представлен
как «Прана». Пифагор обозначал его как «жиз-
ненная энергия», Гиппократ – как «spiritus
purus», а Месмер – «gravitus universalis».
Лауреат Нобелевской премии по физике
(1922 г.) Нильс Бор, исходя из непрерывного ду-
алистического многообразия электромагнитных
полей и фотонно – квантовых процессов, тракто-
вал Ци, как прототип модели электромагнитного
поля. Непрерывное взаимодействие экзо- и эндо-
генных излучений квантово-волновой природы
является непременным условием жизни. В насто-
ящее время обосновано представление о системе