ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
29
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (11) 2015
реждениями и неправительственными органи-
зациями в целях обмена основанной на факти-
ческих данных информацией с учетом традиций
и обычаев коренных народов и общин и поддер-
живать программы подготовки кадров для укре-
пления национального потенциала в областиТМ.
Учитывая ускоряющийся темп научно-тех-
нического прогресса, любая принятая медицин-
ским сообществом классификация подлежит
регулярным пересмотрам и изменениям. Осо-
бенно это относится к сравнительно недавно
появившимся областям медицинской и здраво-
охранительной деятельности, в частности –КМ.
Граница между конвенциональной и компле-
ментарной медициной по определению не по-
стоянна. Существенную долю КМ составляют
целостные этногеографические традиционные
медицинские системы. По характеру их сосуще-
ствования с конвенциональной медициной ВОЗ
различает три варианта здравоохранительных
систем стран мира [3]:
1) «интегративный» – имеет место в странах
их происхождения (Индия, Китай, Корея, Япо-
ния), где они применяются как равноправные
компоненты медико-санитарной помощи.
2) «объединённый» – действует в Велико-
британии, Канаде и некоторых развивающихся
странах, где отсутствует подготовка специали-
стов в университетах, но ведётся работа по обе-
спечению безопасности и качества их средств
и методов.
3) «толерантный» – бытует в странах, где
здравоохранение преимущественно основано
на аллопатической медицине, но закон допу-
скает применение некоторых средств и методов,
заимствованных из целостных этногеографиче-
ских традиционных медицинских систем.
Рассмотрев доклад о ТМ, исполнительный
комитет сформулировал ряд рекомендаций
по подготовке резолюции 67-й сессии Всемир-
ной ассамблеи здравоохранения.
2014. WHA67.18.
5
Генеральному директору
предложено:
1. содействовать государствам-членам, по
их просьбе, в осуществлении стратегии ВОЗ
в области ТМ медицины на 2014-2023 гг., под-
держивая разработку ими соответствующих ос-
нованных на знаниях национальной политики,
стандартов и нормативных положений и уси-
ливая соответствующим образом наращивание
национального потенциала с помощью обмена
информацией, сетей и учебных семинаров;
2. продолжать предоставлять государствам-
членам директивные рекомендации в отноше-
5
http://apps.who.int/medicinedocs/en/m/abstract/Js21462ru/нии путей интеграции услуг ТМ/КМ в их на-
циональные и/или субнациональные системы
здравоохранения, а также технические рекомен-
дации, которые обеспечили бы безопасность,
качество и эффективность таких услуг ТМ/КМ,
уделяя особое внимание обеспечению качества;
3. продолжать укреплять международное
сотрудничество и взаимодействие в области
ТМ/КМ для обмена основанной на фактиче-
ских данных информацией с учетом традиций
и обычаев коренных народов и общин;
4. вести мониторинг и обеспечивать распре-
деление требуемых финансовых средств в соот-
ветствии с программным бюджетом ВОЗ в це-
лях осуществления стратегии ВОЗ в области
ТМ/КМ на 2014-2023 гг.;
5. представлять Всемирной ассамблее здраво-
охранения периодически, по мере необходимо-
сти, доклад о ходе выполнения настоящей резо-
люции.
Развитие стратегии ВОЗ по ТМ/КМ
представ-
лено в двух изданиях ВОЗ.
В первом, опубликованном в
2001 г. изло-
жена стратегия на 4 года
6
, во втором – на 10 лет
(2014-2013 гг.)
7
.
В стратегии на 2002-2005 гг.
были сформулированы 4 основные цели.
1. Интеграция ТМ/КМ в национальные си-
стемы здравоохранения путем разработки и осу-
ществления соответствующей национальной
политики и программ.
2. Содействие безопасности, эффективно-
сти и качеству ТМ/КМ путем распространения
знаний о ней, а также посредством регуляции
и контроля стандартов обеспечения качества.
3. Обеспечение физической и финансовой
доступности услуг ТМ/КМ.
6 WHO/EDM/TRM/2002.1
http://who.int/publications/list/ who_edm_trm_2001_1/ru/
7
http://www.who.int/medicines/publications/traditional/trm_strategy14_23/ru/