Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  37 / 68 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 37 / 68 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

№ 2 (2) 2012

37

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

акупунктурных точек и каналов. Наиболее попу-

лярными аппаратными методами рефлекторной

диагностики являются те, которые основаны

на регистрации электрометрических показате-

лей акупунктурных точек. Вместе с тем исполь-

зуются термометрические, алгометрические

и прочие методы, направленные на оценку со-

стояния системы акупунктурных каналов и обе-

спечивающие индивидуализацию лечебного ал-

горитма [16].

Применение РТ можно считать патогенети-

чески обоснованным только в тех случаях, ког-

да ведущими являются не анатомо-морфологи-

ческие, а функциональные нарушения на ор-

ганно-сегментарном или системном уровне

саморегуляции [3]. В этих случаях РТ является

методом выбора для детей и подростков, от нее

мы ожидаем эффективности, более высокой,

чем у взрослых пациентов; в случаях более гру-

бой патологии РТ можно применять как вспо-

могательный метод медицинской реабилитации

и реадаптации.

Безопасность, эффективность

и доступность РТ у детей

и подростков

Безопасность, эффективность и доступность

являются основными критериями выбора лю-

бого метода лечения. В отношении РТ безопас-

ность обеспечивается постоянным врачебным

контролем, ибо все манипуляции выполняет

врач (или медсестра под его контролем). Без-

опасность РТ обусловлена также минимальной

вероятностью побочных нежелательных эффек-

тов, что обеспечивается сугубой персонифика-

цией, патогенетической направленностью и се-

лективностью действия РТ.

Вопросы эффективности РТ у детей и под-

ростков представлены в специальной литературе

не так широко, как в отношении взрослых паци-

ентов. Комплементарное применение комбини-

рованной РТ и лекарственных средств повышает

эффективность лечения вегетативных дисфунк-

ций у детей в виде головных болей и нарушений

сна. Нормализация вегетативной реактивности

по данным кардиоинтервалографии происходи-

ла у 78,2% пациентов, улучшение эмоциональ-

ного состояния по данным психологического

тестирования — у 95,6% [17]. Эффективность

медикаментозной терапии синдрома вегетатив-

ной дисфункции у детей составляла 47,5%, а ме-

тодами РТ—68% [18]. При проведении курсово-

го лечения методами комбинированной РТ де-

тей, страдающих энурезом, непосредственным

результатом была полная ремиссия у пациентов

с тяжелой формой энуреза в 38%, при средней

тяжести — в 50%, при легком течении — в 100%

случаев. Последующее наблюдение на про-

тяжении 3-7 лет показало улучшение у всех

остальных пациентов [19]. Включение методов

РТ в комплекс реабилитации новорожденных

с травматически-гипоксической перинатальной

травмой ЦНС повысило эффективность по раз-

ным показателям на 15% — 42% [3].

Наряду с клинической эффективностью, не-

малое значение имеет и экономическая эффек-

тивность лечебногометода. Вотношении детской

РТ таких данных нам обнаружить не удалось.

Включение методов РТ в комплекс медицинской

реабилитации инвалидов трудоспособного воз-

раста повысило число положительных результа-

тов на 14,4% и снизило затраты на каждый эф-

фективный случай реабилитации на 9%, несмо-

тря на увеличение срока пребывания в стациона-

ре на 2,2 дня. Рентабельность составила 3 рубля

на каждый вложенный рубль [20].

Доступность РТ определяется достаточным

числом подготовленных специалистов, невысо-

кими затратами ЛПУ на организацию кабине-

та РТ, бесплатностью лечения в системе ОМС

и возможностью получения помощи в террито-

риальных ЛПУ, имеющих кабинеты РТ.

К сожалению лишь в 23 из 149 детских поли-

клиник городского подчинения в Москве есть

кабинеты РТ, в них работают 23 врача и 8 мед-

сестер. Такое положение дел не может решить

проблемы охвата методами РТ всех детей и под-

ростков, нуждающихся в этом лечении. Расши-

рение службы РТ должно идти именно за счет

районных ЛПУ — по месту жительства пациен-

тов по принципу шаговой доступности, что по-

зволит избежать организационных препятствий

и дополнительных материальных затрат для па-

циентов.

Актуальные проблемы РТ

для детей и подростков

Наряду с вышеуказанными ограничениями

доступности РТ имеются и более масштабные

проблемы, препятствующие широкому внедре-

нию РТ.

Кадровая проблема.

1) Современные нормативные акты искус-

ственно ограничивают доступ врачей к обучению

РТ (Приказ МЗСР РФ № 415н 2007 года требует

обязательной предварительной специализации

по неврологии), в том числе и педиатров.

2) В образовательных учреждениях, обуча-

ющих методам РТ, практически отсутствуют

преподаватели-педиатры (исключение — кафе-