ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
№ 2 (2) 2012
37
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
акупунктурных точек и каналов. Наиболее попу-
лярными аппаратными методами рефлекторной
диагностики являются те, которые основаны
на регистрации электрометрических показате-
лей акупунктурных точек. Вместе с тем исполь-
зуются термометрические, алгометрические
и прочие методы, направленные на оценку со-
стояния системы акупунктурных каналов и обе-
спечивающие индивидуализацию лечебного ал-
горитма [16].
Применение РТ можно считать патогенети-
чески обоснованным только в тех случаях, ког-
да ведущими являются не анатомо-морфологи-
ческие, а функциональные нарушения на ор-
ганно-сегментарном или системном уровне
саморегуляции [3]. В этих случаях РТ является
методом выбора для детей и подростков, от нее
мы ожидаем эффективности, более высокой,
чем у взрослых пациентов; в случаях более гру-
бой патологии РТ можно применять как вспо-
могательный метод медицинской реабилитации
и реадаптации.
Безопасность, эффективность
и доступность РТ у детей
и подростков
Безопасность, эффективность и доступность
являются основными критериями выбора лю-
бого метода лечения. В отношении РТ безопас-
ность обеспечивается постоянным врачебным
контролем, ибо все манипуляции выполняет
врач (или медсестра под его контролем). Без-
опасность РТ обусловлена также минимальной
вероятностью побочных нежелательных эффек-
тов, что обеспечивается сугубой персонифика-
цией, патогенетической направленностью и се-
лективностью действия РТ.
Вопросы эффективности РТ у детей и под-
ростков представлены в специальной литературе
не так широко, как в отношении взрослых паци-
ентов. Комплементарное применение комбини-
рованной РТ и лекарственных средств повышает
эффективность лечения вегетативных дисфунк-
ций у детей в виде головных болей и нарушений
сна. Нормализация вегетативной реактивности
по данным кардиоинтервалографии происходи-
ла у 78,2% пациентов, улучшение эмоциональ-
ного состояния по данным психологического
тестирования — у 95,6% [17]. Эффективность
медикаментозной терапии синдрома вегетатив-
ной дисфункции у детей составляла 47,5%, а ме-
тодами РТ—68% [18]. При проведении курсово-
го лечения методами комбинированной РТ де-
тей, страдающих энурезом, непосредственным
результатом была полная ремиссия у пациентов
с тяжелой формой энуреза в 38%, при средней
тяжести — в 50%, при легком течении — в 100%
случаев. Последующее наблюдение на про-
тяжении 3-7 лет показало улучшение у всех
остальных пациентов [19]. Включение методов
РТ в комплекс реабилитации новорожденных
с травматически-гипоксической перинатальной
травмой ЦНС повысило эффективность по раз-
ным показателям на 15% — 42% [3].
Наряду с клинической эффективностью, не-
малое значение имеет и экономическая эффек-
тивность лечебногометода. Вотношении детской
РТ таких данных нам обнаружить не удалось.
Включение методов РТ в комплекс медицинской
реабилитации инвалидов трудоспособного воз-
раста повысило число положительных результа-
тов на 14,4% и снизило затраты на каждый эф-
фективный случай реабилитации на 9%, несмо-
тря на увеличение срока пребывания в стациона-
ре на 2,2 дня. Рентабельность составила 3 рубля
на каждый вложенный рубль [20].
Доступность РТ определяется достаточным
числом подготовленных специалистов, невысо-
кими затратами ЛПУ на организацию кабине-
та РТ, бесплатностью лечения в системе ОМС
и возможностью получения помощи в террито-
риальных ЛПУ, имеющих кабинеты РТ.
К сожалению лишь в 23 из 149 детских поли-
клиник городского подчинения в Москве есть
кабинеты РТ, в них работают 23 врача и 8 мед-
сестер. Такое положение дел не может решить
проблемы охвата методами РТ всех детей и под-
ростков, нуждающихся в этом лечении. Расши-
рение службы РТ должно идти именно за счет
районных ЛПУ — по месту жительства пациен-
тов по принципу шаговой доступности, что по-
зволит избежать организационных препятствий
и дополнительных материальных затрат для па-
циентов.
Актуальные проблемы РТ
для детей и подростков
Наряду с вышеуказанными ограничениями
доступности РТ имеются и более масштабные
проблемы, препятствующие широкому внедре-
нию РТ.
Кадровая проблема.
1) Современные нормативные акты искус-
ственно ограничивают доступ врачей к обучению
РТ (Приказ МЗСР РФ № 415н 2007 года требует
обязательной предварительной специализации
по неврологии), в том числе и педиатров.
2) В образовательных учреждениях, обуча-
ющих методам РТ, практически отсутствуют
преподаватели-педиатры (исключение — кафе-