ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
№ 2 (2) 2012
36
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
выявлять потенциальных кандидатов на лече-
ние, а организаторам здравоохранения помогает
планировать необходимое количество специ-
алистов по РТ.
Первичное консультирование имеет целью
отбор пациентов, направленных в кабинет РТ,
выявление показаний и противопоказаний, ре-
комендации по дополнительному обследова-
нию; учет пациентов, нуждающихся в лечении.
Медперсонал проводит с детьми и их родите-
лями в процессе лечения консультативные за-
нятия по индивидуальному целенаправленному
точечному и баночному массажу, дыхательной
и релаксационной гимнастике, элементам ауто-
генной тренировки с последующим контролем
за усвоением, правильностью использования,
эффективностью применения; дает конкретные
рекомендации по проведению общеоздорови-
тельных мероприятий в домашних условиях.
Для дополнительной оценки динамики со-
стояния пациента в процессе лечения и диспан-
серного наблюдения мы предлагаем родителям
вести дневник по определенной схеме, отра-
жающий особенности заболевания их ребенка.
Персонал кабинета проводит консультирование
медперсонала ЛПУ по методике использования
доступных методов РТ (к примеру, медсестер
по массажу и лечебной гимнастике для работы
с пациентами; других сотрудников для оказа-
ния само- и взаимопомощи). При организации
работы кабинета необходимо предусмотреть
возможность оказания в острых случаях неот-
ложной помощи методами РТ как детям, так
и взрослым.
Индивидуальная карта рефлексотерапии
пациента содержит диагнозы в соответствии
с МКБ-10, данные анамнеза, предварительного
обследования, клинического осмотра, рефлек-
содиагностики; протоколы лечения, динамику
состояния, результат лечения, рекомендации.
В амбулаторной карте (истории болезни) в нача-
ле лечения запись врача отражает план лечения;
сеансы РТ записываются в виде кодов ОМС;
в конце лечения запись носит характер коротко-
го эпикриза.
Исходя из собственного опыта, следуя основ-
ным методам реабилитации, можно рекомендо-
вать следующие методические подходы к лече-
нию в детском кабинете РТ:
• раннее начало сразу после анализа данных
общепринятой клинической, лабораторной
и специализированной рефлекторной диа-
гностики пациента;
• основываясь на данных о совместимости
(комплементарности) РТ с другими лечеб-
ными мероприятиями (массаж, лечебная
гимнастика, физио-, гомео- и психотерапия,
необходимые лекарственные средства), сле-
дует проводить комплексное одновременное
или последовательное лечение;
• в течение сеанса используется от 3 до 5 раз-
личных процедур, различающихся по харак-
теру и локализации воздействия;
• для детей раннего возраста делается акцент
на использование безболезненных методов
в виде поверхностной акупунктуры, фото-
пунктуры, акупрессуры, точечных аппли-
каций, прогревания и баночного массажа,
ограничивая степень стимулирующего воз-
действия на область головы, лица, ушной ра-
ковины;
• при проведении акупунктуры применяется
минимально необходимое количество тонких
игл, вводимых через металлические направи-
тели соответствующей длины;
• при введении игл, как правило, не нужно до-
биваться возникновения у пациентов предус-
мотренных ощущений, обычно используется
гармонизирующий метод, время экспозиции
10 мин. для младших и 15-20 мин. — для стар-
ших детей.
Лечение в кабинете носит курсовой характер.
Курс лечения составляет в среднем 11-13 сеан-
сов, проводимых ежедневно; при повторных
курсах допускается лечение через день или два
раза в неделю; в необходимых случаях прово-
дим поддерживающие сеансы с использованием
пролонгированной акупунктуры, обеспечивая
таким образом продолжительность лечения.
На протяжении курса лечения решаются в ос-
новном тактические задачи, повторные курсы
служат стратегическим целям, направленным
на выздоровление.
В ходе лечения врач информирует родите-
лей о состоянии здоровья ребенка, о принципах
организации, методах лечения, применяемых
в кабинете РТ, возможных результатах лечения,
медсестра объясняет порядок лечения. Родите-
ли вместе с детьми ведут дневник общего состо-
яния ребенка, заполняемый по предложенный
схеме. Этот дневник наряду с другими методами
оценки состояния пациента служит целям объ-
ективизации результатов и своевременной кор-
рекции лечения.
Для уточнения диагноза и динамической
оценки состояния детей и подростков исполь-
зуются как методы общепринятой диагности-
ки (данные анамнеза, предварительного лабо-
раторного и параклинического обследования,
клинического осмотра), так и различные мето-
ды рефлекторной диагностики, направленной
на определению функционального состояния